В Электронной гостиной Политехнического музея стартует новая серия лекций московского электронного музыканта и коллекционера синтезаторов Андрея Орлова, посвященная интересной и небанальной электронике. Тема первой лекции, назначенной на 6 апреля, — легендарная японская электро-поп-группа Yellow Magic Orchestra, а также параллельные проекты ее участников. Специально для COLTA.RU Андрей Орлов выделил из обширной совокупной дискографии японцев 14 треков со знаковых пластинок и свел их в микс.
Yellow Magic Orchestra — пионеры электроники, повлиявшие на целый ряд известных западных музыкантов: Дэвида Сильвиана, Camouflage, The Orb и многих других. Часто группу называют «японскими Kraftwerk», отдавая должное их вкладу в становление и развитие сразу нескольких жанров: эмбиент-хауса, техно, электро и синти-попа. Несмотря на кратковременное воссоединение группы в середине 2000-х и всплеск интереса в последние годы, до сих пор за пределами Японии наиболее широко известно имя только одного из участников группы — Рюити Сакамото, который сделал мировую карьеру и вошел в высшую лигу голливудских кинокомпозиторов. Но Сакамото — лишь «надводная часть айсберга». Обычно в тени остается целый пласт другой интереснейшей японской музыки, так или иначе связанной с YMO.
Музыка эта ценна не просто как экзотический артефакт 70-х и 80-х. Она звучит актуально и сейчас. Остальные участники YMO — Харуоми Хосоно, Юкихиро Такахаси, неофициальный «четвертый» участник коллектива Хидэки Мацутакэ и приглашенная вокалистка и инструменталистка Акико Яно — также самостоятельные и влиятельные творческие единицы (в особенности Хосоно). Общая дискография артистов превышает 100 альбомов (как сольных, так и разнообразных сайд-проектов и групп, в которых они принимали участие), и это не считая продукции тех, кого участники YMO продюсировали и издавали в разное время (в особенности Хосоно и Такахаси на основанном ими в начале 1980-х лейбле Yen Records).
В этом материале сделана попытка дать краткий обзор наиболее интересных примеров этой замечательной сцены с середины 1970-х до середины 1990-х — от электронного краута, психоделик-фанка, коммерческого нью-вейва, техно, электро до авангард-классики, изощренного эстетского эмбиента и радикальных экспериментов.