17 июня 2015
52230

Странные оркестры бродят в голове моей

Россыпь потрясающих музыкантов на новом «МузЭнергоТуре»

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Plastic Soldiers

С 12 июня по 30 августа по всей России — от Подмосковья до Дальнего Востока — пройдет «МузЭнергоТур», странствующий фестиваль, знакомящий местную публику с самой разной импровизационной музыкой: от традиционного джаза до электронных экспериментов. Мы выбрали несколько заметных участников. Полное расписание фестиваля — вот по этой ссылке.

Simon Wyrsch

12 июня — 30 августа

Швейцарский кларнетист Симон Вирш слишком занят музыкой, чтобы найти время на самопрезентацию, поэтому известно о нем немногое: он записал со своим квартетом уже 18 альбомов, преподает, пишет киномузыку и выпустил целые две книги о том, как играть на этом инструменте — соло и в большом ансамбле. В числе музыкантов, с которыми Виршу приходилось выступать, — выдающийся тромбонист Кертис Фуллер, трубач Рой Харгроув, ветеран би-бопа мультиинструменталист Натан Дэвис и еще с десяток заметных фигур. Предпочтение он отдает мелодичному и «безопасному» для случайного слушателя мейнстримовому джазу — но у посетителей «МузЭнергоТура» будет возможность услышать его в самых разных составах.


Science Fiction Theater

12—21 июня

Саксофонист и бас-кларнетист Кристоф Граб — заметная фигура на швейцарской джазовой сцене. Проекты, в которых он участвовал, исчисляются десятками, а кроме классического джаза он живо интересуется электроникой и препарированными инструментами (которые он называет «взломанными игрушками»). Международный квинтет Science Fiction Theater взял название американского телевизионного сериала 1950-х годов о всяческих околонаучных коллизиях. Его музыка представляет собой смесь серфа, джаза и easy listening — и наверняка придется по вкусу любителям группы Олега Гитаркина Messer Chups. Как и Гитаркин, Граб использует в качестве видеоряда нарезку из старых черно-белых фильмов категории B, вставляет тут и там шизофренические сэмплы; как сформулировал ощущения от прослушивания альбома «Dolly Shot» один британский критик, «это как если бы тебе показали, как кому-то отстреливают голову, да еще и убедили, что это самое смешное, что ты когда-либо видел».


Qoniak

30 июня — 15 июля

Дуэт барабанщика Лионеля Фридли и клавишника Винсента Мембре обходится одним аналоговым синтезатором и ударной установкой — в результате получается эксцентричная импровизационная музыка, в которой можно найти влияние практически любого стиля — от рока до хип-хопа и музыки к видеоиграм. Несмотря на минимум средств, живьем они звучат полнокровно и очень убедительно — представьте, что прог-рок с его сложными размерами и трудноуловимыми мелодиями взялся исполнять робот R2D2 из «Звездных войн» с каким-нибудь инопланетным компаньоном.


Marena Whitcher's Shady Midnight Orchestra

6—16 июля

«Оркестр полуночных теней» вокалистки и композитора Марены Витчер исполняет музыку трудноопределимую и пленительно-странную. Их альбом «Ghostology» по ощущениям напоминает мюзикл, каждая песня — как история, которая требует сценической визуализации. Местами это элегический и ласкающий ухо традиционный джаз, хотя кроме обычных для джаза инструментов здесь широко используются необычные — вроде «стеклянной арфы», собранной из винных бокалов, или сломанного диктофона. Местами — авант-поп с мелодиями, разложенными на три женских голоса — на концертах один из них принадлежит Марине Собяниной, замечательной пианистке и композитору, которую многие знают по авант-джазовой группе Jazzator. Несмотря на то что никакой особенной подготовки музыка Витчер не требует, автор с удовольствием ломает традиционную песенную структуру — и может посреди тихого номера неожиданно жахнуть ничего не подозревающего слушателя диким вокализом. В общем, как пел Александр Васильев, «странные оркестры бродят в голове моей».


Trio Vein

6—8 июля

4 июля — фестиваль «Усадьба Jazz», Воронеж

The Guardian назвала трио, состоящее из пианиста Михаэля Арбенца, ударника Флориана Арбенца и контрабасиста Томаса Ленца, одним из самых захватывающих европейских джазовых ансамблей. Исполняют они образцовый европейский интеллектуальный джаз — вполне мелодичную и доступную музыку, не лишенную эксцентрики и иронии. Это заметно и по альбому с интерпретациями стандартов Гершвина из «Porgy and Bess», и по последней пластинке трио «Vote for Vein». Фортепианное трио — хрестоматийный для джаза состав, в котором обычно есть лидирующая фигура. Trio Vein — образец группы, где такого лидера нет; главное, что поражает в их выступлениях, — это то, насколько органично эти музыканты взаимодействуют между собой. Вероятно, этим и обусловлена востребованность Trio Vein — география их выступлений простирается до Боливии и Индии.


Eclecta Forever

Эклектика — навсегда, и с этим не поспоришь. Две очень талантливые девушки — уже упомянутая выше Марена Витчер и Андрина Боллингер — подтверждают этот тезис самыми разными способами. Поют на два голоса а капелла, выдают что-то наподобие авант-джаза, экспериментируют на сцене со звукоизвлечением (например, надувая и сдувая воздушные шарики) — все это напоминает скорее перформанс, чем концерт. Но скучно точно не будет.


Russian Moraine (США/Швейцария/Россия)

12—26 июля

Участники этого состава — американский гитарист, ветеран прог-рока Деннис Рей, томский басист Вадим Дикке и швейцарцы Джеймс и Алисия Де Жу (баритон-саксофон и скрипка) и Лионель Фридли (ударные) — познакомились во время прошлогоднего «МузЭнергоТура» в Сибири. Вместе они исполняют высокотехничный и драйвовый прог-рок из репертуара одной из главных групп Рея Morain. Музыкант вообще склонен к экзотическим путешествиям — так, на стыке 1980-х — 1990-х он много выступал на Востоке и даже написал по итогам своих странствий книгу «Живьем в Запретном городе: музыкальные встречи в Китае и Тайване». И несмотря на то, что сам прог-рок как жанр давно замкнулся на себе, любителям стремительных сольных партий, сложных размеров и неожиданных ритмических эскапад музыка Russian Moraine придется вполне по вкусу.

Представьте, что прог-рок взялся исполнять робот из «Звездных войн»

Galeone 5 (Швейцария/Италия)

27 июля — 16 августа

Музыка международного квинтета напоминает контрастный душ из мелодичных мейнстримовых композиций и фри-джаза с вокалом его лидера Паскаля Галеоне — которому доступны любые грани экспрессии, от шепота до исступленного крика. Остальные музыканты тоже подобрались заметные: гитарист Франц Хеллмюллер, уже известный посетителям «МузЭнергоТура» по собственному трио, считается одним из лучших джазменов Швейцарии, а саксофонист Йохен Бальдес помимо музыки профессионально занимается скульптурой и живописью.


Rocqawali

12—19 июня

20 июня — фестиваль «Усадьба Jazz», Москва

Датско-пакистанская группа идет по стопам великого певца каввали Нусрата Фатеха Али Хана — который прославился тем, что сделал древнюю суфийскую музыку привычной европейскому уху, записываясь со множеством западных музыкантов (например, Питер Гэбриел, лидер Pearl Jam Эдди Веддер и Майкл Брук). В Rocqawali, в свою очередь, поет представитель древней пакистанской династии Аяз Шер Али, а аккомпанирует ему образцовый рок-квартет отличных датских музыкантов. Об их живых выступлениях можно судить по дебютному альбому, который записывался без наложений и практически с первого дубля, — небо становится ближе с каждой минутой прослушивания.


Daniel Herskedal

15—20 июня

21 июня — фестиваль «Усадьба Jazz», Москва

Туба — не самый распространенный джазовый инструмент: тем любопытнее послушать, как использует ее возможности совсем молодой норвежец Даниэль Херскедал. За его плечами — работа во множестве составов, в том числе и с известным британским джазовым композитором и мультиинструменталистом Джанго Бейтсом. Помимо прочего, в родной Норвегии Херскедал однажды выступил на фестивале, где все музыканты играли на ледяных инструментах, — и играл на тубе, сделанной изо льда. Сольными работами он занялся сравнительно недавно — всего два года назад. Его музыке свойственны элегичность, медитативность и созерцательность — славные черты, по которым опознается скандинавский джаз. Музыка волн, музыка ветра — по-другому и не скажешь.


Комментарии