19 сентября 2014
1120

«Это персональная выставка кота»

Разговор с Хайде Ардалан, автором известной серии книг о коте Милтоне, который на этот раз окажется в петербургском Эрмитаже

текст: Ольга Мамаева
Detailed_picture© Катя Яковлева

20 сентября в петербургской галерее «Мастер» швейцарская художница Хайде Ардалан, автор известной серии книг о коте Милтоне, откроет персональную выставку и проведет мастер-классы в рамках международного фестиваля комиксов «Бумфест». Кроме того, Петербург станет очередным местом похождений кота Милтона — Хайде готовит новую книгу о его приключениях в Эрмитаже, она выйдет на русском языке уже в следующем году. Накануне своего приезда в Россию Хайде рассказала Ольге Мамаевой о новых героях своих книг и о том, почему для писателя так важно не взрослеть.

— Место действия вашей новой книги про Милтона — Эрмитаж. Почему?

— Потому что в Эрмитаже, как известно, живет много кошек, и Милтону там должно понравиться. Кроме того, в Швейцарии тоже есть музей, который называется Эрмитаж, правда, гораздо меньше, чем ваш. Пришла пора исследовать главный российский музей, тем более что я там никогда прежде не бывала, но всегда представляла его как нечто грандиозное и полное загадок. Не хочу раскрывать все тайны, но Милтона ждет много интересного в путешествии по Эрмитажу: он спустится в подвал, познакомится с местными кошками, изучит все сокровища, которые здесь хранятся, обязательно впутается в какую-нибудь историю и всех рассмешит. Словом, будет делать все как всегда.

— Он ведь станет еще и героем вашей персональной выставки?

— Да, я привезла в Петербург огромное количество оригинальных рисунков Милтона, которые делала для своих книг. Это не моя персональная выставка, а его.

—С чего началась история Милтона?

— В середине 90-х я нашла на улице брошенного котенка. Он был совсем крошечным, никому не нужным и с грустными глазами. А я, надо сказать, всегда любила именно таких, черно-белых, кошек. Судьба как будто нарочно послала мне его. Я взяла его на руки и сказала: «Дружище, очень скоро ты станешь знаменитым!» Так и вышло. В 1997 году вышла первая книга про похождения Милтона. С тех пор я стала придумывать разные истории, в которые мог попасть или попадал мой кот. В какой-то момент они стали настолько популярны, что я уже просто не могла остановиться. Милтон превратился в настоящую суперзвезду — я сдержала свое слово.

Это не моя персональная выставка, а кота.

— Кроме того, кот, насколько я понимаю, полностью изменил вашу судьбу. Вы ведь собирались быть графическим дизайнером, а стали иллюстратором.

— Да, можно сказать, что Милтон изменил мою жизнь. Во всяком случае, вы беседуете со мной не как с дизайнером, а как с автором похождений одного любознательного кота. И даже сейчас, когда его уже нет, он незримо здесь присутствует. Видите, мы все время к нему возвращаемся. И, конечно, он продолжает жить в своих историях.

— Какая из них вам дороже всего?

— У меня есть два фаворита. «Прошлое Милтона» («Mais ou est passé Milton») — я люблю эту книгу за ее подчеркнуто графическое оформление. Милтон там изображен совсем иначе, чем все привыкли его видеть. Вторая книга называется «Милтон: когда я был маленьким» («Milton quand j'étais petit»); она интересна тем, что я добавила в привычное черно-белое изображение дополнительные цвета, красный и серый. Кроме того, мне было весело описывать приключения Милтона, когда он был еще совсем маленьким котенком.

— Почему, как вам кажется, книги о Милтоне получили такую небывалую популярность, что ваши рисунки даже вывешивали в музее рядом с произведениями Ван Гога?

— Наверное, потому что я описывала не какого-то персонажа, возникшего в моей голове, а реального кота, которого я очень любила. Мне почти не приходилось выдумывать. А дети любят, когда взрослые с ними честны.

Компьютеры и айфоны разрушили детское воображение.

— Сейчас, когда история похождений Милтона практически завершена, вы думаете о новых персонажах?

— Пока что я мало задумываюсь о том, кто станет героем моей следующей книги, но точно могу сказать — это будет животное. Вполне возможно, что пингвин. Все, больше не буду раскрывать никаких секретов.

— Прошлой осенью вы приезжали в Москву на ярмарку non/fiction, где, в частности, обсуждались проблемы современной литературы и того, как сегодня писать для детей и подростков. У кого бы вы советовали поучиться?

— Например, у Агаты Кристи. Я прочитала все без исключения ее романы. Она, конечно, абсолютно универсальный автор, способный быть одинаково интересным и подросткам, и взрослым. Это редкое качество для писателя. Даже не припомню, кого можно было бы привести в качестве второго примера. Ну и, конечно, для меня один из лучших авторов — Эрже с его незабываемыми «Приключениями Тинтина».

— Придумывать истории для детей довольно сложно. Вызвать у них доверие — еще сложнее. Вам удалось разгадать, в чем тут дело?

— У меня нет никаких секретов, кроме того, что я сама в душе еще ребенок и, возможно, пишу в первую очередь для него. Я точно знаю, какие истории мне было бы интересно читать в детстве. Не найдя их на книжной полке, я просто решила, что напишу их сама.

— А каких историй вам не хватало в детстве?

— Я не думаю, что мне чего-то остро не хватало, мама и бабушка читали мне довольно много книг. У меня было насыщенное, счастливое детство. Но, понимаете, хороших книг много не бывает, так что потребность в них все так же высока, как и 30, и 50 лет назад. Большинство современных детей почти ничего не читают с тех пор, как у них появились компьютеры, айфоны и прочие гаджеты, которые разрушили их воображение. Я бы хотела, чтобы с помощью моих книг они научились фантазировать и сочинять свои собственные истории.

Когда дети реагируют на моих животных, я подключаюсь к источнику бесперебойного питания.

— Расписывая стены в детской больнице Лозанны, вы преследовали ту же цель?

— Отчасти да. На самом деле это важно и для меня самой: когда я вижу, как дети реагируют на моих животных, птиц, цветы, которые возникают прямо на их глазах, я как будто подключаюсь к источнику бесперебойного питания — это дает силы жить и работать. У меня все получается очень естественно, я никогда не делаю никаких заготовок, каждый сюжет — чистая импровизация, рождающаяся в зависимости от настроения и характера детей возле меня. Моя задача лишь в том, чтобы это зафиксировать.

— О какой книге вы сейчас мечтаете?

— Я бы очень хотела сделать серию иллюстрированных рассказов о последствиях экологической катастрофы: главные герои — животные, находящиеся на грани вымирания из-за колоссального загрязнения окружающей среды. Это могла бы быть очень поучительная история, хотя и грустная. А еще я давно мечтаю сделать книгу о вегетарианской кухне. Кстати, ждать осталось недолго.


Понравился материал? Помоги сайту!