15 августа 2014
729

Колбаса как двигатель искусства

Ольга Мамаева о выставке из коллекции музея Мигрос

текст: Ольга Мамаева
Detailed_pictureПетер Фишли и Давид Вайс, «Дефиле» («Выпендрёж»), 1988© the artist

В ГЦСИ открылся традиционный летний Фестиваль коллекций современного искусства, который проводится с 2007 года. Главный проект этого сезона — небольшая, но важная выставка «Kulturprozent. Современное швейцарское искусство. Из коллекции Музея современного искусства Мигрос».

Цюрихский Музей современного искусства Мигрос — точная микромодель Швейцарии: для того чтобы он сложился и собрал пусть не самую крупную, но, безусловно, значительную и удачную коллекцию (в его фонде всего около 500 работ мировых художников второй половины ХХ — XXI века), пришлось потрудиться всей стране. Музей был создан всего 18 лет назад — это одна из самых молодых художественных институций Европы. В его основу легло небольшое частное собрание Готлиба Дуттвайлера, владельца крупнейшей в Швейцарии сети супермаркетов Migros, для которого поддержка молодых художников была такой же миссией доброй воли, как, например, отказ продавать в своих магазинах алкоголь и сигареты. Сегодня деньги на содержание и пополнение коллекции дает каждый покупатель Migros: часть выручки сети отправляется в бюджет музея. Отсюда и его особый статус — не государственный, не частный, но общественный. Этим объясняется характер коллекции — экспериментальный и крайне эклектичный.

Андрес Лутц и Андерс Гуггисберг, «I will Rest in Pieces», 2002Андрес Лутц и Андерс Гуггисберг, «I will Rest in Pieces», 2002

Нынешняя выставка — первый показ собрания Мигрос в России. Слово Kulturprozent повторяет название большой образовательной программы музея, но на деле означает другое — процент известного широкому российскому зрителю о современном искусстве Швейцарии. Как нетрудно догадаться, процент этот чрезвычайно невелик. Именно поэтому кураторы Ирина Горлова и Юдит Вельтер попытались вместить в пространство выставки даже больше, чем это было возможно.

После демонтажа доллары отправляются не в музейное хранилище, а в кошельки, возвращаясь в денежный кругооборот.

В крошечном выставочном зале собрались, кажется, все поколения современных швейцарских художников — от ветеранов европейской арт-сцены Романа Зигнера, Давида Вайса и Памелы Розенкранц до 37-летнего Валентина Каррона (он был в прошлом году на Венецианской биеннале). Среди самых впечатляющих работ — инсталляция «Moneybox» Джанни Мотти, созданная в разгар мирового финансового кризиса 2009 года. Сотни банкнот достоинством в 1 доллар развешены на потолке по залу. Любопытно, что инсталляция каждый раз собирается заново: после демонтажа доллары отправляются не в музейное хранилище, а в кошельки, возвращаясь, таким образом, в денежный кругооборот, а для следующей выставки используются новые банкноты. Всякий раз меняется не только размер инсталляции, но и ее стоимость — в зависимости от колебаний на валютном рынке. Кураторы шутят, что это самый непостоянный экспонат постоянной коллекции музея.

Джанни Мотти, «Moneybox», 2009Джанни Мотти, «Moneybox», 2009© Stefan Altenburger Photography Zurich

Главный герой, вернее, героиня серии фотографий Петера Фишли и Давида Вайса — еда. Избитая постмодернистская шутка, как ни странно, по-своему очеловечивает замкнутое полуживое пространство — на фоне вещающего с экрана Джорджа Буша-младшего (Кристоф Бюхель, «Экскурсия по Овальному кабинету с президентом Джорджем Бушем-мл.»),молчащих клоунов (Уго Рондиноне, «Dog Days Are Over») и беспрестанно поющей голой скульптуры (Лутц&Гуггисберг, «I Will Rest in Pieces») ломтики колбасы, наделенные волей художников глазами, руками, мимикой и движением, кажутся едва ли не самыми одушевленными на этой выставке.

Уго Рондиноне, «Dog Days Are Over», 1996Уго Рондиноне, «Dog Days Are Over», 1996© Stefan Altenburger Photography Zurich

А самая трогательная работа здесь — шестиминутный ролик 1995 года «Мамина квартира» швейцарского видеоартиста Коста Вече. Наложение на фрагменты популярных телепередач крупных кадров квартиры своей матери, снятых на любительскую камеру, создает впечатление лоскутного одеяла визуальной хроники жизни, где все перемешано и все как бы некстати, как в аляповатой рекламе начала 90-х.

Коста Вече, «Мамина квартира», 1995Коста Вече, «Мамина квартира», 1995© Stefan Altenburger Photography Zurich

Понравился материал? Помоги сайту!