4 апреля 2014
723

Окно с видом на кантон

В Москве открывается большой фестиваль академической музыки «Окно в Швейцарию». Старинные инструменты, новые композиторские имена и знаменитые солисты — в путеводителе по фестивалю

текст: Илья Овчинников

Знаете ли вы швейцарскую музыку? Скорее всего нет, и в этом нет вашей вины. Даже композитор Владимир Тарнопольский, знающий о современной музыке все, в недавнем интервью COLTA.RU начал с весьма общего определения: «Это в первую очередь отражение самой Швейцарии — старейшей демократии Европы». Швейцарская музыка возникла на стыке немецкой, итальянской и французской; однако если за словами «немецкая музыки» или «музыка Франции» стоит достаточно четкий образ — пусть у каждого меломана он и будет своим, — о музыке Швейцарии этого сказать нельзя. Отчасти — потому что она очень молода: за ней практически нет многовековых традиций. Отчасти — в силу ее естественной космополитичности: поводом задуматься об этом стало 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, отмечающееся в нынешнем году.

Морис ШтегерМорис Штегер© Marco Borggreve / harmonia mundi

Одной из крупных музыкальных акций, приуроченных к этой дате, стал проект AlpenFest ансамбля «Студия новой музыки», стартовавший месяц назад; прошел один концерт, впереди еще четыре. Это на редкость удачная возможность познакомиться со швейцарской музыкой; судя по первому концерту цикла, где звучала музыка живых классиков Клауса Хубера и Хайнца Холлигера, программы придуманы и для искушенного, и для начинающего слушателя. А те, кто хочет больше знать о том, как выглядит академическая музыка сегодня, какие возможности предлагают ей новые технологии, смогут посмотреть премьеры мультимедийных видеопостановок композиторов Оскара Бьянки и Надира Вассены. В общем, AlpenFest — это про современность. А вот фестиваль «Окно в Швейцарию» — это окно, открытое куда более широко. Хотя это и фестиваль камерной музыки. Он начинается сегодня, 4 апреля, в Оружейной палате Московского Кремля и продлится до 10-го. Что обещают?

Во-первых, фестиваль этот — не новинка, у него уже есть история. Он впервые прошел в 2012 году, а за его общую программу стал отвечать и отвечает до сих пор Валерий Прошутинский, специалист по аутентичным старинным духовым, возглавляющий, между прочим, ансамбль Telemann Consort. Он тоже принимает участие в этом году в «Окне». За эти годы Прошутинскому удалось собрать представительную команду исполнителей, среди которых были такие звезды, как валторнист Аркадий Шилклопер и виолончелист Иван Монигетти. Шилклопер принял участие и во втором форуме годом позже; его гостями стали швейцарский ансамбль этнической музыки Doppelbock, пианист Александр Бёшотен, флейтистка Андреа Колле и другие. В этом году все получилось не менее важно. И со своими сюрпризами. В открывающем концерте вместе с ансамблем Telemann Consort выступит швейцарский альтист Флориан Мор, играющий также на виоли д'амур, старинном смычковом инструменте эпохи барокко и раннего классицизма, который сдал свои позиции альту и виолончели. Мор — исполнитель международного класса: помимо постоянной работы в оркестре Цюрихской оперы он сотрудничает, например, с Фрайбургским барочным оркестром и ансамблем La Scintilla (именно с ним полгода назад выступала в Москве звезда Чечилия Бартоли).

Следующий шанс так близко узнать швейцарскую музыку может выдаться лет через пятьдесят, к очередному дипломатическому юбилею.

Играть на открытии будут музыку Швейцарии сразу нескольких столетий, а кроме швейцарцев — Телемана и Баха. В общем, на фестивале будет не только швейцарская музыка, но и музыка, исполняемая швейцарскими музыкантами. Еще одна программа фестиваля нашла себе место в музее, а именно в Музее музыкальной культуры имени Глинки. Тут будет играть Цюрихский духовой квинтет, отмечающий в этом году 20-летие. Программа большая, посвященная музыке Европы — от Россини до Лигети. Любопытно, что среди участников ансамбля — кларнетист Дмитрий Ашкенази, сын знаменитого пианиста и дирижера Владимира Ашкенази.

«Студия новой музыки» тоже будет играть. 6 апреля в концертном зале «На Кисловке» солисты ансамбля представят широкую — и в меру демократичную — панораму швейцарской музыки: здесь будут и наши всемирно известные современники Микаэль Жаррель и Клаус Хубер, и классики ХХ века Артюр Онеггер, Эрнест Блох, Отмар Шёк, и менее известные Теодор Фрёлих, Вильям Бланк. Особняком в программе стоит Владимир Фогель — швейцарский композитор русского происхождения, учившийся у самого Ферруччо Бузони, ныне считающийся классиком швейцарского авангарда. В концерте участвует виолончелист Александр Неустроев, представитель знаменитой струнной школы Новосибирска, ученик Давида Герингаса, дипломант XI конкурса Чайковского, солист знаменитого цюрихского оркестра Tonhalle.

Фестиваль завершится 10 апреля; в Музее Глинки в этот вечер сыграет Морис Штегер, один из лучших в мире блокфлейтистов. Штегер сотрудничает с такими солистами и коллективами, как Чечилия Бартоли, Хилари Хан, Андреас Шолль, Фабио Бьонди, Томас Квастхофф, оркестр «Галантная Европа» и Венецианский барочный оркестр. Он выступает и как дирижер.

Удачное дополнение к «Окну в Швейцарию» — программа «Миниатюры» Московского ансамбля современной музыки, которая прозвучит в Калуге, Обнинске, Санкт-Петербурге и Москве 5, 6, 8 и 10 апреля соответственно. Швейцарский дирижер Оливье Кюанде, хорошо знакомый нашей публике, представит интригующую программу, где швейцарские композиторы встретятся с Пендерецким, Шостаковичем, Шаррино и другими мастерами из разных стран. Не пропустите — следующий шанс так близко узнать швейцарскую музыку может выдаться лет через пятьдесят, к очередному дипломатическому юбилею.


Понравился материал? Помоги сайту!