3 апреля 2014
72680

Грув, виртуозность, юмор и поэзия

На смену построку пришел постджаз. Что это такое, можно узнать от групп Plaistow и Vein

текст: Сергей Бондарьков
Detailed_pictureVein

В течение ближайшей недели в туры по России отправятся швейцарские группы Vein и Plaistow — два фортепианных трио, то есть номинально два классических джазовых состава. Но ничего общего, кроме набора инструментов, вы между ними не найдете.

Plaistow, например, вообще имеют очень отдаленное отношение к тому, что принято понимать под словом «джаз». С другой стороны, с этим словом, как известно, большие терминологические проблемы: каждый понимает его по-своему. Лишнее тому доказательство — награда, которую несколько лет назад жюри присудило Plaistow как «лучшей молодой джазовой группе Швейцарии».

«То, что Дюк Эллингтон играл в 30-е, то, что Орнетт Коулмен играл в 60—70-е, то, что играют сегодня, — это ведь все очень разная музыка, но тем не менее все это называется джазом, — говорит лидер трио Йохан Буркенез. — Кто-то, может быть, скажет, что джаз — это свинг, квадрат и шагающий бас. Кто-то скажет, что джаз — это личная свобода. И для меня, например, верно последнее. Но при этом джаз сегодня во многом превратился во что-то такое буржуазное, консервативное и скучное, так что мне странно называть себя джазовым пианистом».

Равные права для всех трех инструментов!

Термин «постджаз» Буркенез тоже не жалует, но ничего лучше для обозначения такой музыки не придумали. Перефразируя классическое определение, данное Саймоном Рейнольдсом построку, можно сказать, что Plaistow играют музыку, в которой на базе джазового инструментального состава (а в случае Буркенеза со товарищи — еще и соответствующего образования) решаются задачи, джазу совершенно несвойственные. Может быть, стоило начать с того, что свою группу эти швейцарцы назвали не в честь одноименного района в восточной части Лондона, а в честь заключительного трека на альбоме «Go Plastic» британского светила IDM и брейкбита Squarepusher — это сразу многое проясняет. Действительно, музыка Plaistow очень близка к меланхоличной, «медленной музыке с быстрыми барабанами», которую сочиняли британские электронщики в конце 90-х — начале 2000-х. С той оговоркой, что эти швейцарцы принципиально не используют никакой электроники и не исключают из своего арсенала живую импровизацию на сцене.


Группа Vein играет музыку, гораздо более близкую к джазу в его классическом виде, и временами даже может смахивать на трио Билла Эванса в игривом настроении. Вообще типично джазовое остроумие и здоровый юмор — это одна из отличительных черт Vein. Например, последний альбом трио «Vote for Vein» сопровождался подзаголовком «Three people can't be wrong» и содержал пьесы с названиями вроде «Now we can't — Vote for us anyway!». С такой же легкостью, как к известным лозунгам, швейцарцы подходят и к классике джаза. В репертуаре Vein много самых стандартных стандартов, вплоть до «Summertime», но все они непременно вывернуты наизнанку, однако не средствами фри-джаза, а напротив — с помощью изощренной композиторской мысли и виртуозной, но вполне конвенциональной импровизации.


В общем-то все, что нужно знать о трио, содержится в ролике-трейлере к альбому «Vote for Vein» (выше), в котором швейцарцы сравнивают свой обширный европейский тур с предвыборной кампанией и выдвигают свои музыкально-политические требования и ценности: «Равные права для всех трех инструментов», «Единство композиции, аранжировки и импровизации», «Грув, виртуозность, юмор и поэзия».

PlaistowPlaistow© Raphaelle Mueller
Расписание туров
Vein

5 апреля (суббота) — Ижевск, Филармония
6 апреля (воскресенье) — Дубна
7 апреля (понедельник) — Калининград, «Дредноут»
8 апреля (вторник) — Санкт-Петербург, JFC
9 апреля (среда) — Нижний Новгород
10 апреля (четверг) — Москва, ДОМ
11 апреля (пятница) — Красноярск, Филармония
12 апреля (суббота) — Укмерге, Литва
13 апреля (воскресенье) — Минск, Филармония

Plaistow

9 апреля (среда) — Протвино
10 апреля (четверг) — Новосибирск, «Труба»
11 апреля (пятница) — Красноярск, Филармония
12 апреля (суббота) — Томск, «Аэлита»
13 апреля (воскресенье) — Санкт-Петербург, Белый зал Политехнического университета
14 апреля (понедельник) — Псков, Филармония
16 апреля (среда) — Чебоксары
17 апреля (четверг) — Казань, «Старый рояль», 20:00
18 апреля (пятница) — Москва, ДОМ
19 апреля (суббота) — Дубна, Зал администрации

Комментарии