10 декабря 2013
711

Страшный хаос

По России катится шаровая молния. Она называется KAOS Protokoll

текст: Сергей Бондарьков
Detailed_picture© Kaos Protokoll

По России идут гастроли швейцарской команды KAOS Protokoll, которая сочетает фри-джаз с панком — и вообще со всем, что ей захочется.

«У меня в голове был страшный хаос, — признается басист Бенедикт Виланд. — Я думал что-то вроде: “Черт, как же мне совместить все эти идеи, ну, знаете, всю эту музыку, что я слышу?”. Это одна из причин того, что моя группа называется KAOS Protokoll: наши композиции — результат хаотического творческого процесса. Когда мы работали над ними, то часто так увлекались, что вообще теряли чувство направления. Поэтому я обычно и говорю, что этот проект для нас — что-то вроде игровой площадки».

Плотный ужин и легкий завтрак встречаются на одной тарелке.

В самом деле, музыка KAOS Protokoll — игровая. У нее нет трансцендентных или политических целей, какие зачастую есть у родственного ей фри-джаза и его производных. Ее ритмическая сложность и полистилистическая навороченность продиктованы в первую очередь удовольствием, которое музыканты получают от преодоления собственноручно же воздвигнутых препятствий. Техническая подкованность этих швейцарцев такова, что коммерческий джаз, рок, фанк или хип-хоп, которыми они занимаются в других своих проектах, им играть ну не то чтобы скучно — но весь свой потенциал они в этих контекстах реализовать не могут. В общем, удаль молодецкая покоя не дает, руки чешутся — вот и рождается такая усложненная среда, для существования в которой требуется известная ловкость. Композиции KAOS Protokoll — это как поле для игры в классики (все на той же «игровой площадке»), но расчерченное так, что зачастую музыкантам приходится ходить по нему на руках и кататься колесом.

KAOS Protokoll — Live at Cully Jazz 2012


Неудивительно, что одним из своих главных героев Виланд называет Джона Зорна, известного адепта игровой импровизационной музыки. Его имя даже помещено в поле тегов на Bandcamp-странице KAOS Protokoll (в том же списке видим Фрэнка Заппу, Secret Chiefs 3, группу Марка Рибо Ceramic Dog и трио The Bad Plus). Я бы предположил, что название одной из композиций трио, «Scharmützel», в которой ироничное ска увенчивается фри-джазовой пальбой, отсылает нас к одному из самых известных альбомов Зорна — «The Big Gundown». Но вот какое дело.

Композиции KAOS Protokoll — это как поле для игры в классики, но расчерченное так, что музыкантам приходится ходить по нему на руках.

Если допустить, что в стремительных сменах стилей и сочетании несочетаемого на альбомах зорновской группы Naked City отразились бешеная скорость жизни и информационный перегруз Нью-Йорка, то возникает следующий вопрос. Откуда все те же черты в музыке жителей Швейцарии, страны, которая — спасибо рекламе — издалека представляется гармоничным соединением альпийских лугов, довольных коров, элитного шоколада и самых надежных в мире армейских ножей, банков и часов? Противоречие снимается, если вспомнить, что kaos — не где-нибудь, а в головах и что для его возникновения вполне достаточно, например, стабильного подключения к интернету, которое при определенных склонностях гарантирует переизбыток музыкальных файлов на жестком диске.


Единственный пока альбом KAOS Protokoll называется «Quick & Dirty» и открывается треком под названием «Poulet mit Joghurt»: плотный ужин и легкий завтрак встречаются на одной тарелке, джаз оборачивается панком (и снова джазом, и снова панком). В подобном сочетании на первый взгляд чужеродных элементов — вся суть музыки этих швейцарцев. Есть в этом что-то от детских застольных экспериментов вроде смешивания в одном стакане разных сортов газировки и от детского же отказа разделять и выбирать, когда речь идет об удовольствиях. Подобно подросткам, заедающим мороженое картошкой фри, KAOS Protokoll нашли способ соединить все те вещи, которые они любят. Их музыкальное кредо было довольно точно сформулировано одним всеядным героем мультфильма: «И то и другое, и можно без хлеба».


Понравился материал? Помоги сайту!