18 ноября 2013
96030

Плакатный стан

Как закатать событие в хороший плакат. Объясняют Москве спецы по графическому дизайну

текст: Ольга Мамаева

На факультете дизайна Высшей школы экономики открылась выставка современного швейцарского плаката Weltformat Poster Festival: Lucerne — Moscow.

Родившийся пять лет назад в Люцерне международный фестиваль плаката Weltformat, похоже, решил взять курс на Восток. В прошлом году выставку показали в Китае, теперь очередь дошла до России. Приютить у себя три десятка работ современных швейцарских дизайнеров взялась Высшая школа экономики, на базе которой всего несколько месяцев назад появился новый факультет дизайна (из Москвы Weltformat Poster Festival: Lucerne — Moscow поедет в другие российские города, где действуют филиалы Высшей школы экономики: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь). В узких коридорах учебного корпуса разместились стенды с плакатами к джазовым концертам живого классика графического дизайна Никлауса Трокслера, рекламными вывесками Меги Цумштайн и Клаудио Барандуна (студия Hi), афишами музыкальных фестивалей и художественных выставок Маттиаса Хофманна и Мерта Инфангера, ироничными постерами Эриха Брехбюля (президента и сооснователя Weltformat) и многих других постоянных участников фестиваля в Люцерне.

Среди них есть и совсем молодые дизайнеры, малоизвестные за пределами Швейцарии, — например, 29-летний Ноэль Лой, много экспериментирующий с типографскими шрифтами и дизайном книг. В 2009 году он вместе с единомышленниками создал собственную словолитню (производство, разрабатывающее и выпускающее шрифты) Grilli Type и одноименное издательство Edition Grilli. Специально для московской выставки Лой подготовил ироничный плакат «Русский алфавит», объединивший в себе все главные образы России, прочно усвоенные на Западе: олимпийского мишку на советском гербе, пятиконечную звезду и красное полотнище. Такой интерес к советской эстетике вовсе не случаен: дизайнер изучает русский язык в Университете Цюриха.

Швейцарцы со своим вечным нейтралитетом о политике говорят редко и неохотно.

Амадеус Вальтершпюль работает главным образом с анимацией — он сам организует музыкальные концерты, на которых выступает с оригинальными перформансами, соединяющими дизайнерские произведения и музыку. На выставке можно увидеть некоторые плакаты, созданные специально для таких концертов (например, для гамбургского диджея Rich vom Dorf). Музыкальные афиши создает и Рето Лойтхольд — его плакаты, сделанные в основном для люцернского клуба альтернативной музыки Sedel, отличаются динамичным дизайном и неизменной иронией (например, плакат для швейцарских гаражных блюз-рокеров Roy and the Devils Motorcycle).


Студия коммуникационного дизайна C2F (ее основали в 2006 году Цибу Рихли, Фабьен Бурри и Дани Клаузер) занимается дизайном книг, журналов, мобильных приложений, а также веб-дизайном, а для музыкальных и театральных фестивалей, устраиваемых комитетом по культуре кантона Люцерн, создает простые и графичные плакаты (в их числе, например, плакат Weltformat 2012). В рамках совместного российско-швейцарского проекта «Люцерн встречается с Москвой» дизайнеры из C2F вместе с Никлаусом Трокслером, Эрихом Брехбюлем, Феликсом Пфеффли, Ноэлем Лоем, Меги Цумштайн прочитали для студентов Высшей школы экономики серию коротких лекций о развитии современного швейцарского плаката. В следующем году они обещают приехать в Москву специально для того, чтобы прочитать отдельные лекционные курсы, посвященные теории и истории графического дизайна.

Покажи сегодня выставку политического плаката на любом мало-мальски пригодном для этого пятачке — и она немедленно оказалась бы в фокусе всеобщего внимания. Но швейцарцы со своим вечным нейтралитетом о политике говорят редко и неохотно. Вот и сейчас выставка получилась про дизайн — и только. В этом смысле лучшей площадки, чем факультет дизайна Высшей школы экономики, для Weltformat Poster Festival: Lucerne Moscow не найти — здесь у швейцарских дизайнеров самые благодарные зрители.

Выставка плакатов Weltformat Poster Festival: LucerneMoscow. Факультет дизайна Высшей школы экономики, улица Малая Пионерская, д. 12. До 30 ноября

Комментарии