12 февраля 2016
701

«У правых простые слоганы, которые хорошо смотрятся на плакате»

Дизайнер Эрих Брехбюль об искусстве плаката — политического и не только

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© designboom.com

12 февраля на острове Русский, что рядом с Владивостоком, в рамках фестиваля графического дизайна Weltformat откроется выставка швейцарского плаката. Уже посетивший Москву, Санкт-Петербург, Красноярск и несколько других городов фестиваль берет свое название от огромного формата плаката, распространенного в Швейцарии. Из небольшой выставки авторов из германоговорящих стран он превратился в заметное в мире дизайна событие, география которого постоянно расширяется. Как и его тематика: сейчас на Weltformat можно увидеть и афиши культурных событий, и политический или остросоциальный плакат. Мы уже расспрашивали о проекте его русского куратора Егора Ларичева. Сейчас COLTA.RU побеседовала с одним из основателей фестиваля — дизайнером Эрихом Брехбюлем о самоцензуре и связи супрематизма и современного швейцарского дизайна.

— Расскажите, пожалуйста: с чего начинался Weltformat?

— Первоначально это были небольшие странствующие выставки с работами авторов из Австрии, Германии и Швейцарии. Потом стран стало больше, помимо современного плаката мы стали показывать исторические — так к 2009 году получился целый фестиваль. Он продолжал расти год от года, в прошлом году мы сделали 10 выставок по всему миру. Появлялись все новые темы: мы организовали выставки плакатов, посвященных швейцарскому туризму, отдельные выставки берлинских, южнокорейских художников.

— Растет ли количество авторов, занимающихся плакатом? Кажется, этот жанр очень сильно потеснили граффити на улицах и веб-дизайн в интернете.

— Вы знаете, мы не один год проводим конкурсы среди молодых художников, занимающихся плакатом, и их количество только растет. В этом году мы получили заявки от 450 авторов со всего мира. Так что работы у нас только прибавляется.

— А если говорить об улицах в Швейцарии — там плакат не теряет свои позиции?

— Да, плакатов там предостаточно, и эта культура никуда не делась. Другое дело, что чаще всего это рекламные работы, качество их дизайна оставляет желать лучшего. И главная цель нашего фестиваля — это положение дел исправить. Тем более что хороших художников тоже немало: например, в Люцерне есть масса отличных авторов, которые делают плакаты для небольших культурных мероприятий, концертов, выставок. Обычно это работы, напечатанные в формате А3, — их вешают в небольших частных магазинах, даже дома. В общем, мне не кажется, что плакат в Швейцарии умирает. Не знаю, как обстоят дела в России.

У швейцарских дизайнеров есть стремление к максимальному редуцированию элементов. Возникает одна идея — и ты пытаешься ее выразить.

— В основном у нас распространены афиши. Но с дизайном чего бы то ни было в России, к сожалению, пока все очень плохо.

— Меня это удивляет, на самом деле. В прошлом году я был в Японии — там тоже очень хорошие традиции графического дизайна. Но если посмотреть на рекламу — это какой-то ужас. И это очень странно: такое внимание к эстетике, визуальному, мелочам — и так грубо сделанная реклама.

— В чем отличительные черты швейцарского плаката?

— Сложно сказать... На самом деле, когда я вижу постеры художников из России или из других стран, я очень часто прихожу в восторг — потому что я работаю совсем по-другому. Они чаще всего очень прямые, с четким месседжем. А я очень много свою работу обдумываю, довожу все до совершенства...

— То есть вы больше думаете о деталях?

— Это, наверное, не совсем правильное слово. У меня, как и у многих других швейцарских дизайнеров, есть стремление к максимальному редуцированию элементов. Возникает какая-то одна идея — и ты пытаешься ее выразить. А художники из других стран обыгрывают эту идею, придумывают какие-то новые идеи вокруг нее.

— В России есть богатая традиция политического плаката, идущая с начала XX века. Существует ли политический плакат в Швейцарии?

— В последнее время этим средством пользуются исключительно правые партии, хотя политическому плакату у нас тоже очень много лет. Возможно, все дело в том, что у правых простые слоганы, которые очень хорошо на плакате смотрятся. Я, кстати, несколько лет назад для себя решил, что буду делать больше политических работ. У художника, занимающегося плакатом, есть огромные возможности коммуникации с аудиторией — почему бы не направить их на что-то хорошее, а не на правые лозунги.

Корни классического швейцарского стиля лежат в русской культуре.

— Вы проводили конкурс провокационных работ под названием «Визуальный скандал». Мне больше всего запомнился плакат с гробом и надписью Put In. У вас были какие-то самоограничения, плакаты, которые вы не стали демонстрировать, чтобы не оскорбить чьи-то чувства?

— Если честно, я не был в жюри, так что не имел отношения к той подборке, которая составила финальную выставку. Но мне она понравилась, там были не только политические плакаты. Кроме провокационности плакат должен желательно быть остроумным и легко читаемым. Как, например, работа, которая выиграла, — со священником и трусами. Сейчас она висит по всей Швейцарии, в ней прекрасно то, что все и всем понятно без слов: ведь у нас три официальных языка.

Победитель Weltformat 2015 — Anna Demidowicz, ПольшаПобедитель Weltformat 2015 — Anna Demidowicz, Польша

— А когда ваш фестиваль приезжает в страну вроде Китая или России, вы размышляете о том, как бы из-за какого-нибудь плаката не вышло проблем?

— Здесь мы демонстрируем больше работ, посвященных культуре, а не политике. Я бы сказал так: безусловно, нужно учитывать, в какой стране ты находишься, и проявлять чувство такта — самоцензурой это вряд ли можно назвать.

— На фестивале на острове Русский пройдет выставка студенческих работ, посвященных 100-летию супрематизма. На вас русский графический дизайн начала XX века как-то повлиял?

— Опосредованно. Вообще говоря, тот самый принцип редуцирования работы до одной простой идеи или формы, о котором я говорил выше, — это как раз оттуда. На самом деле, корни швейцарского дизайна, классического швейцарского стиля лежат именно в русской культуре. Конструктивизм повлиял на всю школу Bauhaus, включая швейцарских дизайнеров и художников. И очень здорово, что вы не потеряли своих сильных качеств: многие из тех работ русских дизайнеров, что я видел во время пребывания здесь, просто замечательны.


Понравился материал? Помоги сайту!