13 февраля 2015Школа 90-х
233

После уроков

Художники, дизайнеры, байкеры, рейверы, депешисты и все-все. Новая молодежная культура 1990-х в фотоистории из архивов Михаила Бастера («Хулиганы-80»)

текст: Михаил Бастер
1 из 16
закрыть
  • Материал подготовлен в рамках специального проекта «Школа 90-х», запущенного COLTA.RU при поддержке образовательного портала «Твоя история» и фонда «Уроки девяностых».

    Bigmat_detailed_pictureБайк-шоу, вторая половина 90-х© Из архива Миши Бастера
    Преамбула

    Я сознательно не стал обременять фоторяд из наших грядущих издательских проектов, первым из которых в плане стоит мультимедиа-приложение «Хулиганы-80. Часть первая. New Wave», «обычными» 90-ми. Они настолько же противоречивы со всеми «черкизонами», нищетой, военными столкновениями, политическими хороводами и потешными «новыми русскими», насколько и банальны. Одна часть населения рухнувшей империи продолжала жить прошлым, вторая — строить свое персональное капиталистическое будущее, третья — просто угорать, лишившись прошлого и надежд на будущее, и выживать как умеет. Эта фотоистория — «про необычное», сложившееся в отдельные субкультуры, существовавшие параллельно, а иногда и перпендикулярно всему происходящему.

    Когда андерграунд 1980-х, существовавший герметично, разгерметизировался, часть его представителей оказалась за рубежом, часть попыталась вписаться в шоу-бизнес, а самая деятельная окопалась в клубах и сквотах, и завязавшийся клубок отношений выдал сотню перформансов, альтернативных коллекций, аудио- и видеокомпозиций, картин и инспираций окружающей среды. Они не были нацелены на широкую аудиторию, только на тех, кто хотел в этом всем участвовать, понимал современность выше местного уровня и оригинально ее интерпретировал. По моим ощущениям, этот эстетский и плодотворный период закончился в 1998 году, когда нарушилась коммуникация художников, лишившихся мастерских или выдавленных из клубов бандитствующими элементами, а иногда и более предприимчивыми коллегами, которые стали жить под новым лозунгом «бабло побеждает зло». В результате новая культура 1990-х оказалась зажеванной, с одной стороны, разгулявшимися низами, с другой — буржуазным эрзацем и политизированным «фейклором», ориентированным на тотальный импорт, который осыпается прямо сейчас.

    Сами судите, насколько она убедительно выглядит сейчас — спустя 25 лет с момента социального коллапса и слома упорядочившихся во времена СССР альтруистических отношений, по прошествии десятилетий оседающей пыли, иллюзий, осыпающейся штукатурки имперского величия и псевдобуржуазного угара.



    Проект «Хулиганы-80» на Facebook

    Проект «Хулиганы-80» «ВКонтакте»


    Понравился материал? Помоги сайту!