10:36 8 ноября 2013Новости
35

Борис Эйфман прокомментировал ситуацию в Вагановке

News_detailed_picture© Санкт-Петербургский государственный академический театр балета

Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман выступил с заявлением в связи с ситуацией, сложившейся вокруг назначения Николая Цискаридзе ректором Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.

COLTA.RU публикует текст заявления полностью.

Уважаемые коллеги!

В последнее время многие СМИ обращаются ко мне с просьбой прокомментировать назначение г-на Цискаридзе Н. М. исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой. Наблюдая за тем, какие страсти разгорелись в связи с этим назначением, я понимаю, что любой мой комментарий вызовет любовь ко мне одних и ненависть других. Но и «те», и «другие» — мои коллеги, друзья. И поэтому я решил вместо какого-либо комментария опубликовать текст своего выступления, которое готовилось для заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 2 октября этого года. В нем я даю личную оценку современному хореографическому образованию в России.

Художественный руководитель
Санкт-Петербургского государственного
академического театра балета

Борис Эйфман

Текст, подготовленный Борисом Эйфманом для выступления на Совете при Президенте РФ по культуре и искусству 2 октября 2013 года:

«Сегодня мы говорим о культуре как о важнейшем начале, укрепляющем единство страны. Я хочу обратить Ваше внимание на консолидирующий потенциал хореографии, который заключен в уникальности языка танца, понятного людям разных национальных культур и религиозных конфессий. Танец - универсальный язык духовного общения, несущий вечные ценности и любимый миллионами. А что как не любовь сближает людей?

Балет – один из немногих видов искусства, с которым Россия ассоциируется в мире. Триумф русского балета в конце XIX века, его расцвет в советский период превратили нашу страну в балетную державу. Но сегодня мы сталкиваемся с проблемами, разрушающими наше искусство. Позвольте мне обозначить основные, на мой взгляд, болевые точки российской балетной действительности.

Прежде всего, никто сегодня не изучает проблему кадрового дефицита артистов балета. Только в Москве и Санкт-Петербурге 8(!) государственных балетных трупп. В России более 25. Балетные школы не справляются с поставленной перед ними задачей и не обеспечивают эти труппы профессиональными артистами. Академии танца должны готовить в 2-3 раза больше артистов балета. Необходим государственный заказ, который бы сбалансировал потребности театров и возможности балетных школ.
Не менее тяжелая ситуация сложилась с хореографами. За последние 20 лет ВУЗы страны выпустили около 1000 дипломированных специалистов. Назовите имя хотя бы одного хореографа, который мог бы быть продолжателем и наследником нашего славного прошлого.

Высшим достижением театров считается приглашение западных балетмейстеров, которые перенесут на наши сцены что-то из своих старых балетов. Я не осуждаю сам факт приглашения западных хореографов. Но где следующие за нами поколения хореографов отечественных? Они не появятся без нашей поддержки, без специальной государственной программы.

Отсутствие художественных лидеров даже в ведущих труппах страны, отсутствие талантливых хореографов, создающих балетный репертуар современной России, отсутствие звезд балета (2-3 имени — как трава, пробивающая асфальт), кадровый голод театров - все это проблемы, приближающие нас к кризису российского балета.

Государство вкладывает сегодня большие средства в наши театры. Не пора ли перейти от вялотекущего бесперспективного процесса к конкретным результатам, цель которых — создание высокохудожественных произведений отечественного искусства?

2 сентября этого года мы открыли в Санкт-Петербурге Академию танца, где будем решать не только профессиональные задачи – подготовки универсальных артистов балета нового поколения – но и социальные. Будем привлекать к обучению талантливых детей-сирот, детей из неблагополучных семей, приобщим их к высокому искусству и поможем прожить счастливую творческую жизнь.

Я несу личную ответственность за доверие города и вложенные в этот проект деньги. Но есть в нашей балетной державе проблемы государственного уровня и они - неотложные.

Считаю целесообразным создание при Министерстве культуры комиссии, которая провела бы анализ тревожной ситуации в отечественном балете и выработала комплекс мер по ее преодолению. Необходимо действовать сейчас, пока наметившийся кризис не привел к необратимым последствиям.
Благодарю за внимание».

Борис Эйфман


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202320780
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325895