28 мая 2014Colta Specials
103940

Зима близко

Фотографы Федор Телков и Сергей Потеряев наблюдают, как с северных территорий России вместе с нефтью и газом уходит культура малых народов

 

Федор Телков и Сергей Потеряев объехали населенные пункты Ханты-Мансийского округа, где почти прекратилась добыча нефти и газа, и засняли, как живет летом коренное население этих мест — ханты и манси. «Это, по сути, будущее нашего Севера», — говорят об увиденном фотографы.

От авторов

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране проживают: ненцы — 44 640 чел., эвенки — 38 396, ханты — 30 943, манси — 12 269, селькупы — 3 649.

Самые серьезные потрясения быт и культура коренных народов Севера претерпели в годы советской власти. Эти изменения привели к тому, что сегодня их языки находится на грани исчезновения, а большая часть молодежи проживает в городах. Как говорят они сами, первым ударом были «укрупнения». Поселения, состоявшие прежде из двух-трех семей и находившиеся друг от друга на большом расстоянии, были объединены в крупные населенные пункты. Все трудоспособное население было включено в сферу общественного производства. Зажиточные семьи были «раскулачены» (а это, как правило, были семьи старейшин общин), шаманы подверглись гонениям. Видимо, поэтому среди прочих характерных черт представителей КМНС можно выделить крайнюю недоверчивость и скрытность.

Следующим мощным фактором в разрушении традиционной культуры стали детские интернаты, куда детей забирали зачастую против воли родителей. В интернатах детям выдавалась форма, национальная одежда выбрасывалась, сжигалась. Родной язык не только не преподавался, но и строго запрещался учителями. Вследствие этого большинство использует сегодня русский язык в обиходе, а подавляющее число молодежи вовсе не знает языка. Кроме того, дети, проводившие большую часть года в интернате, теряли важнейшие бытовые навыки.

В связи с низким социальным статусом в советском обществе КМНС испытывали негативное отношение со стороны русского населения. В те времена в паспорте указывалась национальность гражданина, в связи с этим некоторые манси пытались сделать так, чтобы в документах было написано «русский».

В 1990-е годы XX века государство стало разворачивать политику в сторону сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера. Появились различные льготы и субсидии для представителей КМНС, в некоторых школах стал преподаваться родной язык, начали проводиться национальные праздники на всероссийском и региональных уровнях, образовались секции народных видов спорта, организовались ансамбли, творческие кружки и т.д. Представители КМНС стали обладателями некоторых преимуществ, получая, например, особые лицензии на рыбалку и охоту. В поселениях были организованы национальные общины, куда «националы» теперь могут сдавать дикоросы, рыбу и дичь.

Но, как замечают люди в возрасте 45 лет и старше, — уже поздно! Льготы и субсидии сильно расслабляют, говорят они: молодые люди считают, что легче не работать и получать те же деньги, что и рабочие. Кроме того, ради получения льгот представителями КМНС стали записывать детей, имеющих отдаленное родство с «коренными», например, только в лице бабушки или дедушки. Возвращаться к истокам большинство молодежи уже не желает, не видит в этом никакого смысла. Жить «нормально», как все, — вот основной вектор.

Страница проекта «Линия Севера»

Комментарии

ФотопроектыSpacerСамое читаемоевсе фотопроекты

Сегодня на сайте

Законы НочиРазногласия
Законы Ночи 

«Разногласия» публикуют некоторые законодательные документы Движения Ночь, регламентирующие отношения Движения со всеми

27 мая 20168360
ЛатышкаОбщество
Латышка 

С сегодняшнего дня Ольга Бешлей начинает рассказывать на Кольте истории из своей (и нашей) жизни. Первая — история одной головокружительной трансформации

27 мая 201650170