Город

Сергей Сапожников видит красоту в самострое и заурядных пейзажах

 

В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.

Приглашенные кураторы

  • Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер

  • Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»

  • Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»

  • Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам

  • Анастасия Богомолова, блог This is a photobook

  • Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна

Шестой резидент: Светлана Тэйлор. Независимый выставочный куратор, основатель и руководитель факультета «Фотография и видеоарт» в Британской высшей школе дизайна, специалист в истории и теории новой фотографии. Исследует феномен фотографии вне ее прямого документирования.

Светлана Тэйлор о книге «Город» Сергея Сапожникова и Владимира Левашова

Владимир Левашов и Сергей Сапожников издали книгу «Город». Ее появление вызывает ликование в первую очередь потому, что усиливает позиции современных топографических визуальных практик, кроме того, вписывается в исторические традиции искусства фотографии, а в завершение — представляет актуальную сегодня тему и в поле искусства, и в поле социально-культурных изысканий. Ускользающая красота уходящей городской среды, ежедневно растворяющийся во времени щемяще милый «обшарпон», их конфликт с наступлением полной унификации заселенного пространства близки многим авторам.

Известно, что в фотографии присутствует нечто, что заставляет апеллировать к памяти, но и в силу ее природы есть и тесная связь с настоящим, с миром реальности. То, чего завтра может не быть или что уже исчезло, было задокументировано в проектах: Петра Антонова «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений», Александра Гронского «Пастораль» и (совместно с Ксенией Бабушкиной) «Schema» («Схема»), Егора Заики «Вид на жительство», Дмитрия Лукьянова «Instant Tomorrow», Сергея Новикова «ZATO» и «Наиболее часто посещаемые холмы и овраги», Анастасии Цайдер «Мценск», Максима Шера «Палимпсест» и «245 хрущевок», художников Department of Research Arts (Отдела исследовательского искусства) галереи «Триумф». «Своя земля / чужая территория», организованная тем же «Триумфом» в Манеже, — важная выставка, где художественная проблематика была поставлена шире: взаимосвязи пространства и политики. Получается, что тут можно говорить о довольно четком, выраженном явлении в современной фотографии. По всем формальным признакам направление можно отнести к вариациям «новой топографии», хотя сегодня фигурируют названия и «пространственная история», и «социальная география» etc.

Несмотря на то что Сергей Сапожников словно находится в тенденции, его работы развернуты в несколько иной контекст. Во вступительной статье (или, точнее сказать, кураторском тексте) Владимира Левашова Сергей объясняет свою художественную позицию: «Самым сложным и важным для меня было осознать, что городская среда просто красива и ее можно снимать без каких-либо оправданий. Этот подход очень близок американской фотографии. Благодаря увлечению ею и желанию отдохнуть от умственной, проектной деятельности во мне зародилась страсть к прогулкам по родному городу в поисках чего-то интересного. Поначалу я не находил никакого интереса и красоты в его обычной среде, выискивая исключительно памятники архитектуры. И только потом понял, что сюжет как таковой не столь уж и важен, главное — освободить голову, расслабиться и получать удовольствие. Сегодня это уже превратилось в привычный образ жизни. Я не могу и даже не испытываю желания его объяснить».

Получается так, что Сергей исключает культурную, политическую и социальную проблематику в своих работах, но не утрачивает теоретической и художественной рефлексии в отношении самой сущности фотографии. Он строит свой «Город» вокруг эстетического, того, что его трогает и что он находит красивым. Автор предлагает почти романтическую прогулку. Он готов разделить с нами свой режим видения, свои личные территориальные открытия. Собственный визуальный опыт сегодня противостоит бесконечно размноженным изображениям достопримечательностей и туристического прекрасного. Тот, кто сегодня работает с ландшафтной фотографией и делает это достаточно осмысленно, имеет характерные черты: сюжетная «бедность», скромность, естественный свет, самые обычные люди, тривиальные сюжеты, заурядный пейзаж. Сила новой «новой топографии» — особое значение и переосмысление обыденности, индивидуального опыта, утверждение подлинной реальности в ее «настоящем» виде.

Исторически общество регулярно вырабатывает некие ценности, код своей эпохи, но только архитектура может «перетащить» существующие в определенное время мифы и идеалы в плоскость реальности. Так из поколения в поколение против урбанистики, городского планирования выступает неконтролируемый хаос человеческого, так в разных уголках возникал самострой, диковатые, не утвержденные никем сооружения, которые сегодня почти все исчезли. Произошло вымирание привычного, знакомого пейзажа, а новый аккуратный мир постепенно утверждается.

Идея сделать книгу и выставку пришла Владимиру Левашову. Он стал куратором проекта. Как сказал Сергей: «Это книга Левашова обо мне». Важный момент книги — когда Владимир Левашов на примере работ Сапожникова выявляет положение, в котором находится современная фотография. «Одиночество в толпе» — именно так живет современное фотосообщество. Мне кажется, есть риск, что они, те, кто сегодня занимается похожими или близкими художественными проблемами, никогда не встретятся, несмотря на то что используют одни и те же темы и материалы.

Владимир Левашов: «Согласно Сапожникову, красота открывается ему не в исключительных (красивых самих по себе) объектах-памятниках архитектуры, а — неожиданным образом — внутри банального человеческого муравейника. В том, на что у самих его жителей глаза бы не глядели. Так же как и у “нормального” фотографа, чей взгляд либо цепляет выдающееся над уровнем ординарности, либо коллекционирует ординарное для создания типологического ряда, на основе которого выводится правило и формируется язык. В любом случае “нормальное” внимание сосредоточено на том, что уже и так обработано, закончено и сделалось формулой или же в формулу в конце концов превратится, — то есть это такое внимание, которое остается в границах логоцентризма. А вот неожиданная красота напротив — непрограммируемая случайность, на нее в хаосе ординарного, стертого и незамечаемого можно только наткнуться».

P.S. Пока я вчера писала текст, в ленте вдруг появилась статья про ж/д вокзал в Сургуте с названием «Уродец или сокровище, которое мы вот-вот потеряем?»…

Комментарии

ФотопроектыSpacerСамое читаемоевсе фотопроекты

Сегодня на сайте