Малиниха. Гордость двора

Старое ижевское спальное гетто в фотозине Евгения Петрачкова

 

В этом году COLTA.RU решила пойти на эксперимент и пригласила к временному кураторству над разделом «Фотопроекты» молодых и талантливых представителей ведущих российских фотоинституций. Мы разделили календарный год между шестью кураторами и попросили их отобрать для публикации наиболее интересные образцы современной российской фотографии.

Приглашенные кураторы

  • Катерина Зуева, Центр фотографии им. братьев Люмьер

  • Надежда Шереметова, «ФотоДепартамент»

  • Сергей Потеряев, «Дом Метенкова»

  • Дарья Туминас, фриланс-куратор, Амстердам

  • Анастасия Богомолова, блог This is a photobook

  • Светлана Тэйлор, Британская высшая школа дизайна

Пятый резидент: Анастасия Богомолова. Художник, работающий с фотографией, инсталляциями и перформансом. В круг близких интересов входят темы подвижной природы памяти и забвения, границ существования архива и документа, а также вопросы мифологии и самоидентичности. Куратор и лектор; исследователь, коллекционер и автор фотокниг; редактор блога This is a photobook. Выпускница образовательных программ «ФотоДепартамента». Участница фестивалей Savignano Immagini Festival и Bitume Photofest (Италия), Pingyao International Photography Festival (Китай), Obscura Festival (Малайзия), «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии» (Москва), «Месяц фотографии в Минске» (Белоруссия). Работы также были представлены в рамках групповых проектов в Петербурге, Москве, Калининграде, Ростове-на-Дону, Норильске, Перми, Екатеринбурге, Казани и других городах. Персональные выставки проходили в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Челябинске. Живет и работает на Урале.

Анастасия Богомолова о «полезных свойствах» фотозинов и о фотозине Евгения Петрачкова

Критик, куратор и редактор продвинутого онлайн-журнала Conscientious Photography Magazine Йорг Колберг жалуется на то, как часто ему приходится слышать вопрос: «Следует ли всем фотографам выпускать фотокниги?» Ответ кажется вполне очевидным: нет, конечно. «Я лично не думаю, что кто-то должен чувствовать какие-либо обязательства по поводу того, стоит ли ему делать то, что делают многие другие, — поясняет Колберг. — Первая причина существования фотокниги: она должна иметь смысл для ее создателя. Итак, если для вас не имеет значения публикация, просто не делайте ее — и задача решена». К совету критика я бы добавила еще: если автор сомневается в том, нужно ли ему выпускать книгу (или хватит ли ему материала на полноценную большую работу), пусть попробует для начала формат зина.

Это только на первый взгляд подобные малотиражные издания журнального типа предстают простыми и необязательными вещицами. В действительности зины — спутники фотокнижной культуры — являют собой прогрессивную и даже провокационную часть фотографических практик. Безусловно, они способны быть всего лишь инструментом создания некоего визуального продукта, не стремящегося получить статус амбициозного проекта. Но помимо этого зины могут выступать экспериментальной платформой для быстрого освоения идей художника или выполнять функцию эскиза, прототипа для чего-то такого, что в будущем приобретет большую законченную форму. Но какую бы задачу в конце концов ни преследовал фотограф, зин — это в любом случае неплохой (и часто менее дорогой) вариант заявить о своей работе.

«Малиниха» ижевского документального фотографа Евгения Петрачкова — один из самых свежих примеров такого скромно выполненного, но умного и удачно сложенного зина, имеющего потенциал для расширенного издания. Его название-топоним отсылает к старому спальному району на окраине столицы Удмуртии, за которым тянется репутация местного гетто, в 1990-е заполненного бандами.

Застроенная главным образом серийными хрущевками, эта территория вобрала в себя столь же похожие судьбы нескольких поколений жителей. «Думаю, моя история детства и юношества будет так же незначительно отличаться от историй друзей, соседей, как и интерьеры наших квартир. Мы прошли примерно через одно и то же: битье окон, кража белья, лазанье по гаражам, вечеринки у подъездов и в подъездах, сдача металлолома, изготовление мини-бомб», — рассказывает Петрачков о проекте.

Набор подобных сюжетов фотограф представляет на 17 листочках формата А5, дополняя их приведенным в самом конце фотозина содержанием, где перечисленные столбиком ключевые слова походят скорее на теги, нежели на названия глав. Одиночество, бедность, прошлое, дружба, двор, досуг, подъезд, творчество, за домом, отношения, западня, будущее, салют — автор не дает никаких указаний на страницы, и потому просмотр издания превращается в заплыв вольным стилем, промежуточные отметки в котором определяет сам зритель.

Границы рубрик подвижны и порой накладываются друг на друга, делая некоторые кадры средоточием нескольких смыслов. Так, неловко застрявшая в заборной сетке фигура с предпоследнего разворота зина, кажется, застыла на рубежах разделов «Отношения», «Западня» и «Будущее». С одной стороны, она указывает на характер взаимодействия жителей с окружающей их средой («Связи, которые так важны внутри района, теряют свое значение за его пределами, и потому люди стремятся остаться в знакомом и привычном мире»). С другой — запечатлевает лаконичный, но яркий образ закрытости территории («Жители с неохотой уезжают из Малинихи»), но вместе с тем намекает и на побег из этого законсервированного во времени места.

Кроме заглавия на обложке и неопределенного содержания в издании Петрачкова больше нет текста, и это делает его зарисовкой о повседневности не одного лишь ижевского района, а щедро разбросанных по всей стране таких же Малиних и еще большего количества Малиних внутри многих из нас.

Сайт автора

Комментарии

ФотопроектыSpacerСамое читаемоевсе фотопроекты

Сегодня на сайте

Голос звездочетаСовременная музыка
Голос звездочета 

Олег Нестеров, Герман Виноградов, Александр Кушнир, Анжей фон Брауш и Василий Шумов о поэте, мистике и авторе песни «ВВС» Александре Синицыне

17 февраля 201791070