pic-7

Не итоги 2012-го

Не итоги 2012-го

Андрей Горохов («Музпросвет»), Кирилл Мошков («Джаз.Ру»), владельцы магазина винила DIG и другие меломаны называют альбомы, которые чаще всего слушали в ушедшем году


Музыкальные сайты любят публиковать «Итоги года»: списки самых главных, самых значимых, самых важных (и т.п.) альбомов, выбранных неизвестно кем и неизвестно по какому принципу. Потому что такие списки неизменно пользуются читательским интересом. Однако выудить из них какую-то новую и интересную музыку довольно трудно, почти невозможно. Как правило, такие списки воспроизводят некую матрицу актуального, создаваемую двумя-тремя влиятельными англоязычными медиа, — один и тот же набор артистов, которые считаются модными или авторитетными, кочует из топа в топ.

COLTA.RU решила пойти другим путем и попросила закоренелых меломанов и ведущих радикальных музыкальных групп «ВКонтакте» честно признаться, какие пластинки они чаще всего слушали в 2012-м — независимо от года выхода. Получилась очень пестрая картина: от музыки нацменьшинств Китая до фаллоцентрического гаражного рока из Липецка.

© Colta.ru

Своими вкусами делятся:

Дмитрий ВЕСНИН, основатель блога Big Echo

Андрей ГОРОХОВ, русский религиозный философ

Григорий ЕНИОСОВ и Петр ЧИНАВАТ, владельцы магазина винила DIG

Кирилл МОШКОВ, главный редактор журнала «Джаз.Ру»

Михаил РЕЗВАН и Татьяна АНДРИАНОВА, радио Follow Me

Основатели группы «Блуждающая аудиозапись»

Основатели группы Bad Music FM

Основатели группы Red Disco

Основатели группы «Сапоги старшей сестры»

Основатели группы Mother Land



Дмитрий ВЕСНИН, основатель блога Big Echo
K списку

Purity Ring
«Shrines» (2012, 4AD)
Альбом «Shrines» мог бы войти в музыкальные летописи с заголовком «именно так представляли себе поп-музыку будущего в 2012 году». Дуэт Purity Ring — это Меган Джеймс, которая не боится питчей на своем голосе, и Корин Роддик, некогда игравший в электропоп-банде Gobble Gobble. «Shrines» воплощает собой практически безупречную идею: поп-музыка, завязанная на опыте витч-хауса, с драм-машиной, подчеркивающей влияние южного хип-хопа, с вокальными спецэффектами и странными, страшными и одновременно захватывающими текстами. Как хорошим рассказчикам, Purity Ring удалось создать кое-что намного большее, чем несколько популярных песен, — на «Shrines» они собирают в кучу все, что так любят, и возводят этому впечатляющей красоты памятник.

Sufjan Stevens
«Silver & Gold» (2012, Asthmatic Kitty)
Предновогодняя суета до сих пор снится мне в ночных кошмарах, а последующая усталость и вовсе ставит праздник под сомнение, но все меняется, когда приходят Суфьян Стивенс и его Пять Альбомов Рождественских Песен! Среди 58 композиций каждый сможет найти себе что-нибудь по вкусу: «Рождественское лицо», «Поездка на санках», «Мистер Снеговик», «Я буду дома к Рождеству» и потрясающая история «Рождественский Единорог», заканчивающаяся одухотворенной версией известной песни Joy Division. Здесь есть песни для хорошего настроения, песни для моментов одиночества и песни, которые могут превратить будни в праздник. Абсолютно на всех из них, будь то кавер на Принца или классическая «Silent Night», Суфьян дарит свою доброту и любовь всем, кто в них нуждается. Рождественский Единорог спешит на помощь!


Андрей ГОРОХОВ, русский религиозный философ
K списку

Сходство между актуалкой и водкой очевидно: даже если ты убедишь окружающих, что водки не пьешь, они все равно будут уверены, что ты знаешь, что такое водка и в чем ее прелесть состоит. С актуальной поп-музыкой такая же дребедень — никто не верит, что ты ее не хлещешь гектолитрами. А в то, что ты даже не подозреваешь, что это такое, и не хочешь подозревать, мало кто верит: раз музлом интересуесси, обязан быть в курсах.

Я вот в каких курсах: последние пару лет я слушаю чисто конкретно продукцию CDR-лейбла Kink Gong. Его делает Лоран Жанно, француз, живущий со своей женой-китаянкой на юге Китая. Он записывает филдрекордингс музыки нацменьшинств Китая, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи. Выпустил уже около ста компактов, его собрание купили во всем мире человек двадцать, никому оно нафиг не вперлось. А вот я по простоте душевной считаю, что лучше музыки нет в природе. Кстати, Лорана не пускают на европейские фестивали продвинутой электроники и вообще музыки, его записи типа не лезут ни в какие ворота, Sublime Frequencies перешел на этнопоп, устроители фестивалей так и требуют в лоб именно поп и грув, причем западного толка. Грува деревенского оркестра из шести гонгов они, надо понимать, не слышат. Я попробовал вписать Лорана на этнофест в Берлине, не пошлó, неформат, я в припадке ярости и любви подарил Лорану свой ДАТ-рекордер, на который писал интервью для «Музпросвета» году этак в 1999. Авантиндипоп будет гореть в аду, я скажу своему приятелю архангелу Михаилу, чтобы оттоптался на этом говнище на Страшном суде.

Кроме Kink Gong я слушал еще «серьезную музыку», ну, когда выползал из койки, а я пролежал весь год в дикой апатии, по 16 часов ежедневно, переживал, что меня выперли с «Немволны», маленький. Фаусто Ромителли, Альдо Клементи, Сальваторе Шиаррино, Никколо Кастильони, Сильвио Буззотти, Франко Донатони, все итальянцы, я разочаровался в немцах и французах, все пилят концептуализмус-постспектрализмус, а выходит один пшик, слушать нечего. Если бы меня спросили, я бы сказал: забейте на наследие Ксенакиса—Штокхаузена—Булеза, растите духовно без маминой сиси.

Фри-джаз ваще не звучал в 2012-м, невозможно было слушать эти пытки кошек электротоком. А вот рок-японцы вроде еще шли, их виртуозность их еще спасает на автомате, но, как я подозреваю, Лао-цзы будет им еще недолго благоволить, они уже заметно сбиваются с пути дао и дэ.

Если у вас есть возможность покупать в Берлине на толкучке Ам Мауэрпарк винилы из Боливии, Эквадора и т.п. 50-х гг. по евро за штуку, то быстрее бегите, впрочем, уже поздно, я все скупил.


Григорий ЕНИОСОВ и Петр ЧИНАВАТ, владельцы магазина винила DIG

Григорий ЕНИОСОВ
K списку

The Rip Offs
«Got a Record» (Rip Off Records, 1994)
Примитивная, дебильная и при этом великолепная пластинка группы из Сан-Франциско. Вместе с более известными представителями этой сцены 90-х — The Mummies Rip Offs довели до совершенного абсурда концепцию Бюджетного Рока, а именно полное разгильдяйство, отрицание профессионализма и амбициозности, плюс максимально упрощенный DIY (сделай сам) подход. «Got a Record» — единственный полноценный альбом группы, которая толком не умела играть, наряжалась во все черное, на головы участники натягивали черные чулки. На обложке Rip Offs позируют в местном департаменте полиции, а на заднике справляют нужду на полицейский вэн. Сама пластинка до края переполнена панком с максимальной рок-н-ролльной подачей. Тексты песен здесь о самых простых и тупых вещах, никаких высоких материй, музыка не отстает — три динамичных аккорда и неизысканные риффы. Вся эта грязная сырость наглым образом зафиксирована группой самостоятельно на портативную кассетную студию и издана на собственном же лейбле. Отдельный кайф в том, что Rip Offs интуитивно умудрялись писать запоминающиеся песни, которые можно с легкостью напевать в дýше, так что «Got a Record» — это перевернутая с ног на голову поп-музыка, лучший и неожиданный антидепрессант. Регулярное переслушивание этих суперкоротких песен дарит организму ощущение отупляющего блаженства, первородной бодрости и оптимизма.


Петр ЧИНАВАТ
K списку

Acid Baby Jesus
«Acid Baby Jesus» (2011)
Очень хорошая пластинка от квартета из Греции, лоу-фай, новый психо-гараж с большим количеством эха на микрофонах и инструментах — стиль, который становится сравнительно популярным по всему миру. Очень мощно сыгранные песни — эту пластинку я слушаю почти каждую неделю.

The Syn
«Original Syn» (The Complete History of The Syn, 1965—1969) (2005)
Сборник великолепной powerpop-группы конца 60-х годов. Из-за того, что в пластинку вошли песни, записанные в разные годы (1965—1969), диск подходит под разное настроение, с одной стороны, с другой — сам способен влиять на атмосферу в помещении, не раз это замечал, когда включал пластинку и начинал заниматься собственными делами. Обожаю песню «Created by Clive».

Various Artists
«Dubbing at Dynamic Sounds» (2007)
Очень прикольный дабчик, четко сыгран, наполняет комнату теплотой, нежной атмосферой и аурой спокойствия, когда мы отдыхаем в выходные с моей малышкой.


Кирилл МОШКОВ, главный редактор журнала «Джаз.Ру»
K списку

В 2012 году, как и в 2011-м, и раньше, я слушал преимущественно те альбомы, которые должен был по работе. Работа пишущего редактора музыкального журнала предусматривает слушание огромного количества музыки, причем ее невозможно слушать фоном — нужно делать это внимательно, а это тоже работа. Поэтому я ни одного альбома в 2012 году не послушал больше одного-двух раз. Но из того, что я слышал один-два раза, некоторые работы оставили сильные впечатления. Выделю четыре из них.

Rudresh Mahanthappa
«Samdhi» (ACT, 2012)
Невероятный саксофонист Рудреш Махантхаппа (ударение в его имени и фамилии падает на второй слог) родился в Италии в семье иммигрантов из Индии, вырос в штате Колорадо, учился джазу в Бостоне и Чикаго, а работает уже много лет в Нью-Йорке. На новейший альбом «Samdhi» он потратил значительную часть своей «стипендии гения», полученной от Фонда Гуггенхайма в 2007 г. Идея альбома — в соединении сразу нескольких элементов: мелодической логики карнатической (южноиндийской) традиции, электрифицированной энергетики джаз-рока, языка джазовой импровизации и обширного арсенала ритмических оборотов современной музыки, вплоть до drum’n’bass. Сложность материала для Махантхаппы ни в коем случае не самоцель, но в то же время он свою музыку лучше усложнит, задав слушателю дополнительную работу, чем упростит. При этом Рудреш может быть не только страшно напорист, но и очень мелодичен, как бы непривычно мелодия ни звучала.

Itamar Borochov Quartet
«Outset» (IBC, 2012)
Четыре молодых израильтянина из Яффы, самого пестрого в культурном плане города на средиземноморском побережье Святой земли, искусно сочетают в своей музыке влияния и еврейской, и арабской, и североафриканской культур — и, собственно, джаз, которому все четверо обучены на твердые пять с плюсом. Лидер, трубач Итамар Борохов, учился на прославленном джазовом факультете нью-йоркского Университета Новой школы, где соединение джазовой традиции с иными музыкальными языками поощряется как поиск собственного лица в джазе. Несмотря на обильное использование этнических элементов (интонаций, оборотов, фраз и целых звукорядов), в музыке Itamar Borochov Quartet нет развлекательной «этничности». Это не world music, это самый что ни на есть джаз, просто использующий в качестве основы мелодических построений не блюзовый лад и интонации, а лад и интонации ближневосточной музыки.

Alex Rostotsky
«A Swan Is Swimming By (Плывет, плывет лебедушка)» (ArtBeat, 2012)
В этот сборник вошли авторские сочинения московского басиста, клавишника, продюсера и композитора Алекса Ростоцкого, построенные на мелодике русского песенного фольклора и — в семи треках из девяти — на подлинных текстах народных песен. Но не следует искать в этой музыке ни этнографической документальности, ни упрощенных «популярных» прочтений. Здесь все непросто. Узнаваемые мелодико-гармонические обороты славянского фольклорного искусства сочетаются то с электронными ритмами, то с острой перкуссией Индии, то с почти академическим симфонизмом, и все это пронизано протяженными джазовыми инструментальными разработками. Все вместе дает необычный эффект, в котором можно, конечно, вычленять те или иные стилистические элементы, но вряд ли нужно: это не вполне джаз, совсем не рок, определенно не этнографический фольклор и не шаблонная «мировая музыка» — это глубоко индивидуальная музыка Алекса Ростоцкого, которая в этом сборнике повернута к слушателю узнаваемо русской гранью.

Kadri Voorand Trio
«Kosmogooniline etüüd» (Sheikid Records, 2012)
Кадри Вооранд 25 лет, она родилась в сельской глубинке Эстонии, буквально на сцене: она с малых лет участвовала в фольклорном ансамбле своей матери, наследовавшей славе дедушки — лучшего аккордеониста деревни. Джаз молодая певица впервые услышала в Таллинской академии музыки и театра. В прошлом году, едва закончив академию, она стала ее самым молодым преподавателем. Общая тональность ее музыки далека от развлекательной: Кадри старается исследовать глубокие движения человеческой души, не укладывающиеся в простые рифмы и попевки. Конечно, нам невозможно впрямую понять песни, которые Кадри написала для этого альбома на стихи эстонских поэтов. Но она далеко не все доверяет словам. Поразительный голос, чистота интонации и одушевленность вокала.


Михаил РЕЗВАН и Татьяна АНДРИАНОВА, радио Follow Me
K списку

Большинство итогов уже подведено, и имена вроде Фрэнка Оушена и Азилии Бэнкс все постепенно запомнили. По этой причине хочется отметить не столь известных молодых артистов, чьи альбомы оставили не меньше хороших впечатлений. Критерий отбора прост: если на пластинке больше 50% удачных треков, то это уже однозначно удачный релиз, а если еще больше — то альбом можно смело ставить в рейтинг лучших.

Один из таких лонгплеев выпустил проект Phedre, участники которого еще недавно экспериментировали с техно, а теперь переключились на смесь диско и синти-попа с элементами нью-вейва. В итоге получилась отличная поп-группа, с некоторым налетом мрачности проповедующая современное эпикурейство. Особенно сильное впечатление производит их тошнотворный клип на трек «In Decay», в котором на протяжении нескольких минут под веселое звуковое сопровождение участники группы обливают друг друга медом и объедками, а завершается видео тем, что всех их тошнит от вида коровьего черепа.

Второе место в списке занимает артист из категории Rising на Pitchfork Дон Гибсон, голос которого стоит в одном ряду с Адамом Грином, Дентом Мэем, Baby Dayliner и Idiot Glee. Такой тембр на вес золота, а в сочетании с размеренными, наполненными клавишными партиями и мягкими ударными треками у этого молодого американца очень хорошие перспективы в 2013 году.

Третьими стали также дебютанты этого года — юные подписанты лейбла Carpark, девичий проект TEEN. Пожалуй, секрет успеха сестер Либерсон (к слову, одна из которых является бывшей участницей группы Here We Go Magic) и их подруг кроется в формуле «психоделические гитары + женский вокал». Это практически беспроигрышное сочетание наверняка можно будет услышать на европейских и американских музыкальных фестивалях этим летом.


Основатели группы «Блуждающая аудиозапись»
K списку

Константин ГРИГОРЬЕВ

Irma Thomas
«Wish Someone Would Care» (1964)
Почти всем известно, что Rolling Stones исполняли в начале своей карьеры песню Ирмы Томас, но мало кто слушал ее саму. Послушав альбом в начале года, был очень впечатлен чрезвычайно убедительным ритм-н-блюзом начала 60-х в ее исполнении. Одна из самых значимых пластинок в этом жанре на тот момент.

Karantamba
«Ndigal» (2012)
Единственный релиз в моем списке, выпущенный в 2012-м, и то архивный. Это образцовый афро-джаз-фанк, который я послушал вскоре после выхода альбома, один из лучших околоафриканских релизов этого года.

David Axelrod
«Songs of Experience» (1969)
К стыду своему открыл Дэвида Аксельрода, продюсера, композитора и психоделиста с монументальными первыми двумя пластинками, только в этом году. Оба альбома достаточно долго крутились в плеере по причине старой любви к психоделии и барокко-попу, по размышлении все же выбрал этот альбом из двух.

Green on Red
«Gravity Talks» (1983)
На волне увлечения виниловыми пластинками, вспомнив, что мне всегда они нравились на одном из сборников Nuggets, приобрел в Голландии эту значимую работу американской группы в жанре paisley underground. Гитарная неопсиходелия начала 80-х в лучшем своем проявлении.

The Watersons
«Frost and Fire: A Calendar of Ritual and Magical Songs» (1965)
Еще одна старая любовь — к британскому фолку. Фолк практически без инструментального сопровождения в исполнении семьи Уотерсонов. Духовная музыка и вокальные гармонии необычайной силы.

Os Novos Baianos
«Acabou Chorare» (1972)
Яркая группа из Сальвадора, возможно, не снискавшая шумной славы, как всем известные гранды тропикалии, с их вторым альбомом. Великолепные песни с чудесным настроением самбы и бразильской поп-музыки.

Claudine Longet
«Cuddle Up with... Claudine Longet: The Complete Barnaby Records Sessions 1970/74» (2003)
Почти в конце года послушал этот архивный релиз на лейбле VampiSoul, который заслуживает отдельного рассказа. Трогательный и лиричный easy listening от французской певицы удивляет множеством знакомых и, казалось бы, избитых песен, спетых совершенно по-другому.

Trixie's Big Red Motorbike
«Trixie's Big Red Motorbike» EP (1982)
Эта неожиданная милая находка в английском тви-попе, сыгранная, спетая и записанная буквально «на коленке», выпущенная самостоятельно, — одна из самых значимых пластинок, прослушанных в этом году. В 2012 году группа вновь собралась для ряда выступлений.

 
Юлія КОШМАР

Kelan Phil Cohran and Legacy
«African Skies» (1993)
Этот альбом соткан из высшей материи. Наверное, это проделки духа Сан Ра.

Palmbomen
«Moon Children» (2010)
Работа Кая Хуго из Амстердама. В его экспериментальной поп-музыке обрели гармонию диско, синти-поп и психоделика. Кай полностью посвятил себя живым выступлениям, поэтому записей не так уж и много.

Kozmetika
«Kozmetika» (1983)
Единственный альбом группы, просуществовавшей с 1978 по 1983 г. Неожиданное приятное открытие югославской новой волны.

Nadaismo
«A-Go-Go!» (2009)
Компиляция лучших песен колумбийцев Los Yetis (записи конца 1960-х годов). Яркий, радостный гаражный серф.

Silence Moon
«Pieces of My Soul» (2012)
Темная психоделическая электроника из Испании, холодная и сексуальная.

«Апрельский марш»
«Голоса» (1988)
Советская «новая волна». Альбом окунает в детство, во все те странные, суровые боевики. Музыка упадка и веры в светлое будущее.

Tropic of Cancer
«The End of All Things» (2011)
Загробный шугейз, медленный и сладостный.


Дима ПЕРЕДНИЙ

Cocteau Twins
«The Pink Opaque» (1986)
Возвращаешься вдруг к Cocteau Twins и понимаешь, что прекраснее все равно ничего нет.

A Place to Bury Strangers
«Worship» (2012)
Лучший секс в моей жизни.

Belong
«Common Era» (2011)
Во-первых, шугейз + постпанк — это счастье. А во-вторых, дико приятно, когда тебя гипнотизируют.

Beach House
«Bloom» (2012)
Beach House форева!

Grouper
«Way Their Crept» (2005)
Или любой другой альбом Grouper. Ее музыка влияет на какой-то такой участок моего мозга, до которого никто до сих пор не добирался. Это вообще уже не про музыку.

«Мох»
«5» (2012)
Ну вроде все уже поняли, что Антон Кривуля — волшебный супермухомор с затопленной орбитальной станции «Мир».

 
Егор МЕДОВ

ONO
«Machines That Kill People» (1982)
Абсолютно раскрепощенное андерграундное индустриальное шаманское излияние. Эта смесь мне по вкусу.

Orchestral Manoeuvres in the Dark
«The Pacific Age» (1986)
Романтики канувшей эпохи. В их ненавязчивом экспериментализме я вижу истоки многих авангардных течений более позднего времени.

«Лицей»
«Бред Егорки» (1991)
Крайне выразительный синти-поп, записанный на закате социалистического государства-гиганта, яркий пример независимого самоиздата.

Yamashiro Shoji
«Symohonic Suite Akira» (1988)
Колоритный японский саундтрек, потрясший меня своей гармоничностью в сочетании с уймой необычных инструментов и музыкальных решений.


Антон ШМАРГОВИЧ

Хвост и «АукцЫон»
«Чайник вина» (1992)
Вечный для меня альбом, чтоб глубоко задумываться о потусторонней тщете бытия.

Troller
«Troller» (2011)
Резонирующее спотыкающимся басом и отсвечивающее тусклыми бликами постпанк-даунтемпо с синтетическими краут-виньетками из Остина, штат Техас.

Zomby
«Dedication» (2011)
Аутсайдерский и интроспективный, мигающий в темноте лефтфилд-грув-степ с берегов туманного Альбиона.

Kiskin' Zhar
«Эпоха Водолея» (2013)
Фаллоцентрический гаражный рок из Липецка: психоделическая ЛСД-похоть, вязкий stoner-punk и цепкий гитарный fuzz-drive.

Blablarism
«Pfffutur & Other» (2012)
Тревожный минимал-синт, замыленный лоу-фай шугейз и сомнамбулистский диско-ноктюрн от лучшего проекта киевлянки Оксаны Зморович.

Hype Williams
«London 2012» (2012)
Урбанистичные даб-мантры, гетто-баллады и дымный мутант-соул от сумрачной парочки известных эксперименталистов.

 
Основатели группы Bad Music FM
K списку

Dexter Romweber & The New Romans
«Night Tide» (2006)
Несерьезное, казалось бы, предприятие, начатое даже не самим музыкантом, а его приятелем, получило неожиданное воплощение в виде биг-бэнда. В составе проекта Ромвебер делает то, что у него получается лучше всего, — исполняет как свои баллады, так и кавер-версии, коих здесь большинство. Джазовое «все» Элла Фицджеральд, госпел-исполнительница Махалия Джексон, виртуоз сакса Эрл Бостик или британец Энгельберт Хампердинк — Ромвебер споет и сыграет так, как может только он, мрачноватого вида крепыш с богатейшим вокальным диапазоном. Впрочем, хриплое карканье — крайняя степень экстатичности этой редкой птицы рокабилли-возрождения — задвигается на задний план, уступая место более уместному лирическому баритону. Удивительно цельно звучащее полотно, с успехом подошедшее бы рождественской постановке.

Adrian Younge & Venice Dawn
«Something about April» (2011)
После удачного саундтрека к фильму «Black Dynamite» Эдриан стал достаточно известен любителям черной музыки. Новая работа — превосходная смесь соула и трип-хопа, приправленная прекрасным мужским и женским вокалом. Отличный мультиинструменталист, сохранив любовь к саунду семидесятых, не побоялся пойти дальше и создать что-то свое — так, должно быть, могли звучать Portishead, родись участники трио не в Бристоле, а в черном квартале Нью-Йорка.

Betty Davis
«They Say I'm Different» (1974)
Черная модель, очаровавшая некогда самого Майлза Дэвиса, стала известной в узких кругах фанковой дивой. Тот самый случай, когда под стать нраву девушки и ее песни — грязная лирика, порочные ритмы, за которые отвечает Слай Стоун — по слухам, один из ее многочисленных любовников. Не став хорошей партией пожилому джазмену, девица научила его готовить «сучье варево», познакомив с музыкой Джими Хендрикса, сама же была менее удачлива. Американская публика, шокированная ее имиджем и песнями, приняла дебютантку в штыки, и напрасно та сыпала внушительным списком блюзменов из бабушкиной коллекции. Что тут скажешь — нет пророка в своем отечестве.

Mark Steiner
«Fallen Birds» (2007)
Все говорит о том, что в пестрой братии фриков от музыки вызрела новая гвардия, дать определение которой непросто. Мужчины средних лет — отчаянные романтики, не дураки выпить, не слишком-то заботящиеся о своей внешности. Здесь не обошлось без влияния старины Тома Уэйтса и маэстро Ника Кейва, но чем дальше — тем страньше, а значит — интереснее. Помятая физиономия, воронье гнездо на голове — да, бывший американский подданный, а ныне гражданин мира Марк Штайнер вполне походит на искомый тип. Впрочем, он может оказаться и Мефистофелем в человеческом обличье, и бездомным без гроша в кармане. Пусть вас не смущает его лирика — когда герр Штайнер не в духе (а это его обычное состояние), тошно становится и чертям в аду. Ему ничего не стоит отправиться в турне без поддержки и сколотить приличный состав с нуля, будь то Поднебесная или отдаленные уголки старушки Европы. Но бессменные участники всех его перформансов — проблемы, которых у Штайнера хватит на ирландский род до восьмого колена.

Damn Laser Vampires
«Gotham Beggars Syndicate» (2008)
«Satan’s favourite punk-polka trio» — так аттестуют Damn Laser Vampires, а уж любимую группу этой троицы легко назвать, лишь однажды увидев их, — да они и не скрывают своей любви к The Cramps. Второй страсти — на сей раз к миллиардеру с причудами, известному каждому поклоннику комиксов, «Вампиры» посвятили концептуальный альбом. С убывающей на родине их вдохновителей рок-н-ролльной развязностью они играют занятную смесь из гаража, сайкобилли, серфа и хоррор-панка.


Основатель группы Red Disco Антон ЮРЬЕВИЧ
K списку

Кола Бельды
«Белый остров» (1988)
Одно из главных открытий этого года. Слушать надо обязательно зимой, иначе не прокачаешься. Атмосфера оленей-демонов и чукчей-колдунов гарантирована.

Пахом
«Жизнь — веселый карнавал» (2009)
Ну, что тут сказать — просто ништяковый альбом. Помогал мне справляться с безработицей и прочими неурядицами 2012-го.

«Барто»
«Барто» (2007)
Долгое время не слышал их и недооценивал. Оказалось, что делают офигенные дела. Правда, после второго альбома начали сдавать позиции.

Client
«City» (2004)
Их тоже игнорил какое-то время, но в итоге этот альбом зацепил за душу крепчайше. Майские праздники прошли под него.

Marsheaux
«Lumineux Noir» (2009)
Ничуть не хуже «Клиента», тот же синтовый кач и смачные герлы.

«Каролина»
«Дискобар» (1990)
Этот альбом вернул меня к корням и поспособствовал созданию паблика Red Disco.

Light Asylum
«Light Asylum» (2011)
Просто одна из лучших современных групп.

Men Without Hats
«Love in the Age of War» (2012)
А это одна из самых лучших олдовых групп, которая выпустила альбом, не уступающий их записям 80-х годов.

Cobra Killer & Kapajkos
«Das Mandolinenorchester» (2005)
Абсолютно крутая вещь, девки визжат, гитары рубят, и все в акустике.

Tobias Bernstrup
«Sing My Body Electric» (2011)
Довольно осенний альбом. Космическая кассетная синта, сделанная по лекалам 80-х. Рубит чуть более, чем полностью.

«Кобыла и Трупоглазые Жабы Искали Цезию, Нашли Поздно Утром Свистящего Хна»
«Рептильки» (2012)
Что больше всего слушаешь, когда ты музыкант? Свои альбомы в процессе гадкого и абсолютно беспросветного процесса сведения и обработки. Вот один из них.


Основатель группы «Сапоги старшей сестры» Таня СИМАКОВА
K списку

Dean Blunt and Inga Copeland
«Black Is Beautiful» (2012)
Главный русский альбом года, не имеющий никакого отношения к России. Пока представители отечественного шоу-бизнеса пытаются передрать западный продакшн, шепоты и крики коренной перестроечной попсы под синтезаторный гул становятся востребованными в лондонском андерграунде.

«Ласковый май» и все записи Юрия Шатунова до 1990 года
В продолжение темы. Замедленный бит, дрянные синтезаторы и очаровательный подростковый вокал, бесстрастный и пронзительный одновременно. В нагрузку — православный клип, увидев который, группа Salem в полном составе должна окститься, упасть на колени и покаяться за все их кресты, треугольники и опиаты:

James Ferraro
«Far Side Virtual» (2011)
Коллективное бессознательное общества эпохи глобализации и тотального потребления технологий. То, что вчера еще казалось прекрасным будущим, становится предметом ностальгии и умиления.

Fatima Al Qadiri
«Genre-Specific Xperience» (2011)
Уже год как не можем перестать его слушать. Лучшая современная танцевальная музыка.

Владимир Матецкий
«Саундтрек к фильму “Маленькая Вера”» (1989)
Помимо известных песен Софии Ротару пластинка, изданная во Франции, содержит несколько инструментальных композиций, которые звучат так, будто записаны вчера где-то в Бруклине. Красота неземная.

Tyson
«Die on the Dancefloor» (2012)
Второй русский альбом года, выпущенный в Лондоне. Экстравагантный негр переосмыслил классические композиции группы «Мираж» и Александра Серова.

«Зона активности»
«Снежный человек» (1985)
Второй альбом проекта, который позже перерос в группу «Мираж». Студентка Московской консерватории Маргарита Суханкина поет под нью-вейв. Недостатки записи стали ее достоинствами.

Triad God
«NXB» (2012)
Сентиментальная сторона боевиков с Брюсом Ли, все бандиты попадают на небо. Вдохновит любого продвинутого советского человека.

«Мегаполис»
«Утро» (1987)
Дебютный альбом группы Олега Нестерова. Редкий случай, когда песни о сексе можно слушать для души.

«Мох»
«5» (2012)
Антон Кривуля раскрыл всем формулу идеальной поп-музыки, этот альбом хочется записать на свой внутренний плеер, чтобы всегда иметь при себе и включать в самые критические жизненные моменты.

Иван Лужков
«Потеря» (2012)
Иван Лужков, он же Никита Прокопьев или «печальный поп из Челябинска», — это главное и единственное лицо российского андерграунда, непохожее ни на кого и никому не подражающее. Единственный альбом, записанный под настоящим именем, и, пожалуй, самый пронзительный в его дискографии.


Основатели группы Mother Land Максим СТЕПАКОВ и София БЕЖЕНУЦА
K списку

Pompeya
«Foursome» (2012)
В этом году Pompeya со своим «Foursome» прочно вошла в наши плейлисты. Невозможно отказать себе в удовольствии слушать такие качественные, чисто записанные сочные треки, где каждый звук можно разобрать в отдельности и просмаковать. Много и часто слушали, конечно же, «Slow». Это как морской бриз и легкий ветер в волосах. Однозначно, одна из лучших отечественных групп на сегодняшний день.

«Соломенные Еноты»
«Империя разбитых сердец» (2000)
Это, наверное, самый прослушиваемый альбом у всей редакции трек-блога Motherland. Да и не только в прошедшем году — мы уже несколько лет как прониклись творчеством Бориса Усова. Тут и непримиримое противостояние мировому зверю, и проникновенная экзистенциальная лирика, и подошедшие к концу лихие 90-е (коим светлая память), и такой отчаянный усовский атональный вокал. В общем, альбом на все времена.

«ОбщежитиЕ»
«Месторождения» (2012)
Самое сильное и мощное из всего, что вообще вышло в 2012 году. Альбом издавался на нашем лейбле «Матьземля», что для нас было очень значительно. Ребята выстроили потрясающую стену звука, которая вместе с речитативными текстами просто сбивает с ног и переворачивает все внутри. В марте будет презентация этого альбома, и тогда саунд группы «ОбщежитиЕ» положит всех на лопатки и после концерта все уйдут просветленными, добрыми и честными перед собой.

«Городок Чекистов»
«Пустота» (2012)
В «Городке Чекистов» цепляют их угловатые примитивистские тексты, а в альбоме «Пустота» эта фишка доведена до предела. Альбом, пронизанный ощущением городского отчаяния, лирический герой, обреченный на бесцветную жизнь, холодные синтезаторы в мажорных тональностях — настоящая экзистенциальная пустота. Хочется поставить на бесконечный повтор, лечь и умереть.

Sonic Death
«Gothic Session» (2012)
Sonic Death, как истинные петербуржские интеллектуалы, играют песни на пересечении любовного отчаяния и усталой самоиронии. Еще много дыма, алкогольных испарений, ревера и — блюзовые аккорды. Слушаешь альбом «Gothic Session», и все мелодии прочно зависают в голове, так что на протяжении дней и недель отрешенный Арсений напевает прямо в ухо: «У-у-у-у». А ощущения при прослушивании навевают мысли о раннем творчестве «Аквариума».

«Аквариум»
«Равноденствие» (1987)
Раз уж мы заговорили об «Аквариуме». Тут много любовной лирики, а мы, конечно же, многие песни примеряем на себя. София Беженуца в августе вместе с церковным хором поехала в Киргизию и попросила прислать музыку, чтобы слушать ее в пути, а потом на горных перевалах Тянь-Шаня и прохладных берегах озера Иссык-Куль слушала «Иван-чай» и «Аделаиду».

«Творожное озеро»
«Акварель» (2011)
Всего две песни, но за лето они были прослушаны неисчислимое количество раз. Под них мы просыпались солнечным утром, когда солнце «рисует узор на обоях сквозь тюль». Под них же засыпали теплыми вечерами. Песни настолько светлые и теплые, что с ними стали связаны самые приятные летние моменты, например, поедание арбуза, который течет по рукам, или просто открытые настежь окна.

Mujuice
«Mistakes & Regrets» (2012)
С каждым выходом новой песни от Ромы Литвинова все начинают кричать, мол, Муджус стал совсем не тот, что раньше. Но кто бы что ни говорил, в этом альбоме Муджус именно тот, каким он и должен быть: точный и точечный, со всеми потрескиваниями и щелчками, при этом мелодичный, строгий и очень холодный, практически ледяной. Когда от музыки устаешь и когда она просто надоедает, самое приятное, что может быть, — это включить муджусовский «Mistakes & Regrets».

«Труд»
«1», «2», «3» (2011—2012)
Три EP от «Труда», которые нельзя не упомянуть. Мы вообще много слушаем и очень любим «Труд». Любим за искренний посыл, за честные, бескомпромиссные тексты. Это вроде бы очень простая музыка, но за ней много личного, и эти личные переживания в самом деле не так уж просты. И чем больше песен написано, тем серьезнее становится их настрой. Чего стоит одна песня про беду с последнего мини-альбома.

 
Опрос подготовила Маргарита Остроменская

Предыдущий материал В Фонде кино сменился директор
Следующий материал Бьорк занялась краудфандингом

новости

ещё