7 апреля 2015
44920

Большой ребенок с гобоем

Илья Овчинников о музыкальном фестивале «Окно в Швейцарию» и его звезде — легендарном гобоисте, «последнем из могикан» Хайнце Холлигере

текст: Илья Овчинников
Detailed_pictureХайнц Холлигер© Getty Images / Fotobank.ru

Год назад исполнилось 200 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Этой дате был посвящен целый ряд музыкальных событий: московский ансамбль «Студия новой музыки» провел серию из пяти концертов AlpenFest, где звучала исключительно академическая музыка Швейцарии. Московский ансамбль современной музыки под руководством швейцарского дирижера Оливье Кюанде представил в четырех городах России цикл миниатюр, принадлежащих в первую очередь швейцарским авторам. Еще ближе познакомиться с композиторами и исполнителями из страны самых точных часов и самых надежных банков можно было на III Московском Международном фестивале камерной музыки «Окно в Швейцарию». Сегодня он открывается в четвертый раз; самой яркой звездой его станет всемирно известный музыкант Хайнц Холлигер, своего рода «Ростропович гобоя». Его авторский концерт состоится 8 апреля в Большом зале Московского дома композиторов в 19:00.

Гобоист, дирижер и композитор Хайнц Холлигер, год назад отметивший 75-летие, — живая легенда современной музыки. Обучаться игре на гобое и сочинять Холлигер начал одновременно, позже стал дирижировать собственными произведениями, затем расширил репертуар и сегодня известен как музыкант-универсал моцартовского типа. «Подобное совмещение более чем естественно, — считает маэстро, — и Бах, и Моцарт, и Мендельсон были такими же выдающимися исполнителями, как и композиторами, — хотя, конечно, я себя с ними не сравниваю». Холлигер — гобоист-виртуоз, открывший ряд новых приемов игры на гобое. Для него писали практически все крупные композиторы второй половины ХХ века — Шнитке, Денисов, Лютославский, Штокхаузен, Берио, Хенце, Картер и многие другие; Холлигеру посвящено более ста сочинений.

Сочинения композитора Холлигера написаны сложным, изысканным языком, на фоне которого могут показаться вполне «понятными» даже непростые сочинения его наставника Пьера Булеза (Холлигер очень гордится тем, что был одним из немногих официальных учеников Булеза по классу композиции). Зато как дирижер и солист Холлигер всеяден: в его репертуаре музыка нескольких столетий — от Вивальди, Альбинони и Баха до Шенберга, Мессиана и Лигети. Иной раз Холлигера можно увидеть и за фортепиано, и за клавесином. В 75 лет маэстро похож скорее на большого ребенка, чем на легендарного музыканта: необыкновенно доброжелателен и разговаривает с вами так, будто для него на свете нет ничего интереснее этой беседы.

Для Холлигера писали Шнитке, Денисов, Лютославский, Штокхаузен, Берио; ему посвящено более ста сочинений.

На вечере в Доме композиторов прозвучат сочинения самого Холлигера («Музыкальные приношения для Аврелия» для двух флейт, двух скрипок и валторны, «(t)air(e)» для флейты соло, «Panrei» для флейты соло и ансамбля, Дуэт для двух скрипок), а также посвященные ему произведения: Соло для гобоя и «Романтическая музыка» для гобоя, арфы, скрипки, альта, виолончели Эдисона Денисова, «Микроструктуры» для гобоя соло Леонида Грабовского, «Ночи умопостигаемого света» для гобоя и клавесина Клауса Хубера. В концерте примут участие известные московские солисты Владислав Песин, Илья Рубинштейн, Михаил Дубов, Ольга Ивушейкова и другие, а также швейцарский флейтист Феликс Ренггли, много лет сотрудничающий с Холлигером. 11 апреля в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных Ренггли даст мастер-класс.

Хайнц Холлигер — не первый исполнитель подобного калибра, чье участие украшает «Окно в Швейцарию». Фестиваль впервые прошел в 2012 году, его художественный руководитель — флейтист Валерий Прошутинский, возглавляющий ансамбль Telemann Consort. За прошедшие годы звездами фестиваля побывали валторнист Аркадий Шилклопер, виолончелист Иван Монигетти, блокфлейтист Морис Штегер, альтист Флориан Мор — солист оркестра Цюрихской оперы, Фрайбургского барочного оркестра и ансамбля La Scintilla.

Исторически фестиваль «Окно в Швейцарию» представляет широкую палитру жанров, не ограничиваясь академической музыкой. Пока в Доме композиторов будут звучать утонченные, эстетские сочинения Холлигера и его современников, в то же самое время в Прокофьевском зале Музея имени Глинки можно будет услышать традиционные альпийские мелодии и джаз в исполнении фолк-джаз-ансамбля «Трио Альбина Бруна». Сам Брун не только сыграет на саксофонах и швейцарском аккордеоне, но и выступит в роли аранжировщика, представляя свои версии швейцарских народных мелодий. Украшение вечера — певица Иза Висс (сопрано, йодль). Днем позже, 9 апреля, та же программа будет представлена в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга; это первый выход фестиваля «Окно в Швейцарию» за пределы концертных залов Москвы.

Заключительный концерт фестиваля — 10 апреля, также в Прокофьевском зале Музея имени Глинки, где наконец выйдет из тени организатор и вдохновитель «Окна в Швейцарию» Валерий Прошутинский. Во главе своего ансамбля Telemann Consort Moscow он предложит публике смешанную программу, где европейское барокко встретится с современной швейцарской музыкой: с одной стороны, концерты, кантаты и трио-сонаты Телемана, Альбинони, Глетле, Альбикастро, с другой — сольные пьесы и дуэты наших современников Альберта Мёшингера, Альфреда Циммерлина, Макса Келлера и вновь Хайнца Холлигера.

Сам же Холлигер в этот вечер выступит в Большом зале консерватории как дирижер и солист. За пультом Государственного академического камерного оркестра России, ведущего родословную от знаменитого оркестра Рудольфа Баршая, маэстро представит «Траурную» симфонию Гайдна и пьесу «Musica Concertante» для струнных Шандора Вереша, классика швейцарской музыки ХХ века. Как солист Холлигер исполнит один из концертов Иоганна Себастьяна Баха и Вариации Рудольфа Кельтерборна, а на закуску предложит одно из своих недавних сочинений «Meta Arca» для скрипки и струнных (солистка Екатерина Назарова). Холлигера можно назвать «последним из могикан», в чьем лице нас отделяет одно рукопожатие от десятков выдающихся композиторов последних десятилетий. Он много лет не выступал в России, и одна из редких возможностей увидеть и услышать легендарного музыканта — концерт в Большом зале консерватории, пестрый, как сама швейцарская музыка, и разносторонний, как сам Хайнц Холлигер.

Ссылки по теме

Комментарии