12 марта 2014
519

Горы. Вы не знали? Они и вправду есть

Ольга Мамаева сходила на выставку Маттье Гафсу в рамках «Фотобиеннале»

текст: Ольга Мамаева
Detailed_pictureМаттье Гафсу. Из серии «Альпы». 2008—2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

В Московском музее современного искусства стартовала десятая Фотобиеннале — главный российский смотр актуальной и классической фотографии. Одна из трех определяющих тем фестиваля в этом году — Visual Power, власть визуального. Выставка молодого лозаннского фотографа Маттье Гафсу «Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария» (куратор — Габриэль Умштеттер) — едва ли не самое точное доказательство того, сколь сильна эта власть вне зависимости от политического и временного контекста.

Два десятка работ, впервые привезенных в Россию, представляют наиболее известные серии Маттье Гафсу — «Альпы» (2008-2012) и «Ла-Шо-де-Фон» (2009-2011), в которых величие горного пейзажа, хоть и лишенное открыточного лоска, противопоставлено чистой рациональности небольшого альпийского города, где фотограф случайно оказался несколько лет назад. Альпы Гафсу — это туман, неподвижность, меланхолия, выбеленные неконтрастные пейзажи и нарочитая геометричность композиции. Человеческие фигуры здесь появляются лишь для обозначения масштаба — секунда к вечности. Романтика уступает место напряженной сосредоточенности фотографа на каждой детали, будь то свет, слабо прорывающийся сквозь облака, или случайный жест человека, попавшего в кадр. Такая предельная фиксация на, казалось бы, самых обычных предметах рождает почти религиозные ассоциации. И вот уже тусклый круг света над горными вершинами кажется до странного похожим на нимб, а изнуренные путешественники, несмотря на телефоны и фотокамеры в каждой руке, все больше напоминают паломников.

Маттье Гафсу. Из серии «Альпы». 2008—2012. Courtesy Galerie C, НевшательМаттье Гафсу. Из серии «Альпы». 2008—2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Застывшие улицы Ла-Шо-де-Фона таят в себе иную магию — рукотворную и от того не менее завораживающую. Одна из важнейших ценностей здесь (как, впрочем, и в любом другом уголке Швейцарии) — искусство жить в цивилизованном мире, не нарушая связи с природой. Правда, на снимках Гафсу оно доведено до пугающего абсолюта. Аскетичная холодная архитектура как бы встраивается в окружающий пейзаж, делая присутствие человека максимально незаметным: вот снег завалил крыши домов, и только черные двери выдают в них не гору камней, а гаражные постройки. Каждый кадр — история одного заколдованного места. Провода, рельсы, радиовышки, таинственные безлюдные улицы и всепроникающий туман — весь этот нагнетенный саспенс альпийских городов предстоит открыть не только нам, но и самим швейцарцам, привыкшим к визуальным штампам вроде солнечных горнолыжных спусков и нарядных шале не меньше, чем любой турист.

Тусклый круг света над горными вершинами кажется похожим на нимб.

Маттье Гафсу рассказывает, что главное, чего он добивался, работая над этой фотосерией, — найти нетривиальный взгляд на привычные для себя вещи и явления, пусть даже если он окажется отталкивающим и пугающим. «Когда швейцарец фотографирует Швейцарию, очень сложно изобрести что-то новое и уйти от штампов, пусть даже всеми любимых. Мне потребовалось три года, чтобы найти некий новый подход: я много путешествовал по Альпам, многое иначе увидел, а что-то и вовсе впервые для себя открыл. Я серьезно занимаюсь фотографией не так уж давно — с 2008 года, когда закончил местную фотошколу, так что альпийская история в каком-то смысле стала для меня определяющей в смысле поиска собственного метода работы».

Маттье Гафсу. Из серии «Альпы». 2008—2012. Courtesy Galerie C, НевшательМаттье Гафсу. Из серии «Альпы». 2008—2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Несмотря на заявленный антиромантизм, Швейцария Гафсу, конечно, насквозь проникнута романтикой — помимо или вопреки воле автора. И дело не в отдельных художественных приемах (строго выверенная композиция, филигранная работа со светом) или магии места действия — мало ли у нас снимают горы. Эти сняты так, будто действительно существуют. Причем не только в рекламных роликах. Такое иногда бывает с хорошей фотографией.

Московский музей современного искусства, Ермолаевский, 17. До 20 апреля


Понравился материал? Помоги сайту!