Кристоф Россе: «Я поражен, как страстно русские отдаются работе»
Руководитель программы «Swiss Made в России» Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» рассказал Ольге Мамаевой о том, чем Россия привлекательна для швейцарцев
— Откуда такой интерес к России со стороны швейцарского общественного фонда?
— У нас было множество причин начать работать в России. Главная, пожалуй, заключается в том, что швейцарские художники, писатели, кинематографисты всерьез интересуются вашей страной и тем, что здесь происходит, особенно в области современного искусства. И, надо сказать, это взаимный интерес. Нам показалось важным рассказать друг другу, чем живут наши страны, какие ценности нас объединяют, как пересекаются культуры. Другая причина носит более прагматичный характер: Швейцария хочет наладить долгосрочное сотрудничество с Россией в разных областях — от экономики до науки и образования. Наша задача — найти точки соприкосновения, без которых это сотрудничество невозможно.
— Удалось ли их найти?
— Думаю, да. На самом деле культурный обмен между Швейцарией и Россией идет уже давно, просто сейчас он стал более системным и хорошо отлаженным. Отдельные проекты возникали и раньше, приезжали какие-то люди, инициировали разные интересные программы, но это было нерегулярно. С развитием интернета все стало проще — если раньше Россия казалась нам далекой страной, то теперь она гораздо ближе. Если говорить о точках соприкосновения, то наши страны объединяет в первую очередь дружба между людьми. Это основа основ. Известно, например, что многие русские композиторы писали свои произведения в Швейцарии, а швейцарцы вдохновлялись Россией и создавали здесь свои произведения. Сейчас происходит то же самое. Наша задача только в том, чтобы поддерживать и расширять эти контакты.
— Расскажите подробнее о проектах, которыми вы занимаетесь в России.
— «Про Гельвеция» работает на двух уровнях — финансирование конкретных проектов и разработка собственных программ. Есть несколько городов — например, Шанхай и Йоханнесбург, — где «Про Гельвеция» работает постоянно. Москва должна встать с ними в один ряд. Каждая программа разрабатывается два с половиной года. Культурная программа, которая началась в декабре 2012 года, продлится до июня 2015-го. Она включает множество разных проектов и нацелена на то, чтобы между российскими и швейцарскими профессионалами в сфере искусства завязались прочные и длительные контакты. Сегодня мы поддержали и организовали уже 150 совместных проектов, посетили больше двадцати российских городов и, в общем, поняли, что интересно вашей аудитории. Сейчас важно сделать Москву своеобразным спутником главного офиса «Про Гельвеция» и работать уже постоянно. Мы работаем по пяти направлениям: текст, сцена, пространство, визуальное искусство и дискуссии. В следующем году мы уделим больше внимания формату круглых столов и панельных дискуссий: планируем устроить серию мероприятий, посвященных разным темам, при участии экспертов из России и Швейцарии.
— Включает ли ваша программа какие-либо гражданские инициативы или вы специализируетесь только на культурных проектах?
— Мы работаем только в сфере культуры, современного искусства. Хотя, конечно, в Швейцарии есть организации, в том числе правозащитные, которые занимаются развитием гражданского общества. Полагаю, что сотрудничество с Россией идет и в этом направлении.
— 2014 год объявлен Годом культуры в России. Готовятся ли в связи с этим какие-то специальные российско-швейцарские проекты?
— Пока не могу раскрыть все секреты. У нас уже есть больше полусотни партнеров, с которыми мы планируем массу интересных проектов в следующем году.
— Кто эти партнеры — государство или частный бизнес?
— Это самые разные компании — в основном, конечно, частные: Фонд Михаила Прохорова, центры современной культуры «Гараж» и «Скороход», ландшафтный парк Никола-Ленивец, Московская биеннале современного искусства, Центр Курехина, фестивали «МузЭнерго» и Boomfest. Напрямую с государством мы не работаем — это было бы слишком сложно. Мы не можем полностью финансировать все наши проекты, поэтому заинтересованы в партнерах, которые смогут нам в этом помочь. При этом каких-то особых фильтров у нас нет — мы рады сотрудничать со всеми, кто заинтересован в продвижении интересов Швейцарии в России и наоборот.
С развитием интернета все стало проще — если раньше Россия казалась нам далекой страной, то теперь она гораздо ближе.
— Что самое сложное в работе с российскими компаниями? Какие барьеры приходится преодолевать?
— Пока что главный барьер — это нехватка денег. В крупных городах работать проще, потому что у местного бизнеса есть средства на разные культурные инициативы. В регионах нам приходится больше вкладываться в проекты, поскольку у наших партнеров нет таких финансовых возможностей, как, например, в Москве и Санкт-Петербурге. Из-за этого приходится сокращать число мероприятий, которые мы проводим в небольших городах. Кроме того, есть еще некоторые ментальные различия и определенные языковые трудности, которые сказываются даже на работе нашего головного офиса в Цюрихе и филиала в Москве. Но это было бы неправильно называть барьерами.
— Я знаю, что в Швейцарии вы много лет делаете джазовый фестиваль Stans Music Festival. Стоит ли ждать чего-то подобного в России?
— До того как прийти в «Про Гельвеция», я двадцать лет занимался организацией камерных мероприятий в области искусства. Все началось с моей маленькой деревушки, где всего тысяча жителей, и с бюджета в 30 тысяч франков. Со временем бюджет нашего фестиваля Stans Music Festival расширился до полутора миллионов франков. Если раньше мне помогали четыре человека, то сейчас у нас довольно большая команда. Мы устраиваем около шестидесяти джазовых концертов в неделю на двенадцати площадках, при этом наша аудитория — от ста до пятисот человек, мы не работаем со стадионами. Для джазовых и фолк-исполнителей это самый подходящий формат. Конечно, я думаю о том, чтобы сделать нечто похожее и у вас, может быть, в следующем году. Но мы и сейчас устраиваем довольно много концертов швейцарских музыкантов в России — только в этом году их было около пятидесяти. Один только ансамбль Phoenix Basel побывал в рамках российского турне в Екатеринбурге, Туле, Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. В 2015 году они хотят организовать еще один тур совместно с российскими музыкантами. Мне кажется, это правильный подход — собирать разных исполнителей на одной площадке.
— Чему, на ваш взгляд, швейцарцы могли бы поучиться у русских?
— Я не так много времени провел в России и успел побывать всего в нескольких городах, но кое-какое впечатление сложилось. Многие говорят, что в России недружелюбные люди, плохой климат, что здесь всегда холодно и неуютно. Но я с этим не согласен. Россия — удивительная страна, которую очень интересно разгадывать. И, наверное, самое главное: мне приходится много работать с людьми, которые занимаются искусством, и я просто поражен, насколько страстно все русские относятся к своей работе. Этому можно только позавидовать. У швейцарцев далеко не всегда получается так отдаваться своему делу.