1 июня 2016
40110

«Я знаю американцев в Нью-Йорке, которые делают замечательный датский дизайн»

Графический дизайнер Мартин Вудтли о глобализации стилей и о фастфуде как источнике вдохновения

текст: Анастасия Волкова
Detailed_picture© Международный фестиваль шрифта, типографики, каллиграфии и видео «Типомания»

Швейцарский графический дизайнер Мартин Вудтли, известный своими работами в области современного дизайна плаката, этой весной посетил сразу два российских города. В Москве он представил свои постеры и выступил с лекцией на фестивале типографики, каллиграфии и видео «Типомания», а в Санкт-Петербурге принял участие в выставке современного швейцарского плаката Swiss Made. Вудтли — лауреат многочисленных премий, самый молодой член Международного графического альянса (AGI) и вообще, как говорят в профессиональном сообществе, «чумовой швейцарец». Его работы хорошо узнаваемы по своим динамичным и красочным образам, в них свойственная швейцарскому дизайну тяга к строгой геометрии сочетается с явной эмоциональной сердцевиной. Анастасия Волкова поговорила с Мартином Вудтли о его деятельности и о том, что происходит сегодня в швейцарском графическом дизайне.

— Мартин, как обычно проходит твой рабочий день?

— Как правило, я работаю в своей студии в Цюрихе, и мой рабочий день подчинен определенному графику. Дело в том, что я не отношу себя к категории свободного художника, который творит в любое время, не ограничивая себя какими-то рамками приличия (смеется). Чтобы реализовывать свои проекты и быть на связи с клиентами, мне необходимо сохранять свой рабочий ритм и планировать день. Обычно я веду параллельно два-три проекта, поэтому мне приходится устанавливать самому себе ежедневные дедлайны.

— Ты привык работать над проектами самостоятельно или в команде?

— В большинстве случаев я работаю в одиночку — такое решение я принял еще на заре своей карьеры. Мой офис расположен в общем пространстве с другими дизайн-студиями, и это здорово, потому что иногда мы обращаемся друг к другу за помощью. Например, делая дизайн сайта, я могу попросить кого-то из друзей-коллег подключиться к проекту на этапе программирования. Вообще сегодня деятельность графического дизайнера все больше тяготеет в сторону командной работы, потому что такой формат позволяет эффективнее решать задачи, требующие знания разных этапов производства — от цифрового дизайна до технологии печати.

— Сколько рабочих проектов ты ведешь сегодня?

— В данный момент я работаю параллельно над тремя проектами. Некоторые из них долгосрочные — например, я занимаюсь визуальным оформлением одного кинофестиваля в Цюрихе, разрабатываю дизайн плакатов, постеров и каталога. Кроме этого я также веду небольшие проекты в области иллюстрации и инфографики.

Простой бургер может быть очень вдохновляющим, когда ты голоден.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о вещах, дизайн которых тебе интересен.

— На первом месте для меня всегда остаются постеры — я их называю своими окнами в мир. Я очень люблю работать с плакатами, но ничуть не меньше меня увлекают дизайн шрифта, иллюстрация и инфографика. Но чем бы я ни занимался, самым важным всегда остается поиск свежего и оптимального визуального языка. Например, разрабатывая дизайн шрифта, каждый символ я воспринимаю как мощное оружие, которое способно не только донести месседж, но и передать зрителю определенную эмоцию.

— Какие отличительные черты своего стиля в дизайне ты бы выделил?

— Я люблю работать с цветом, а это нетипично для графического дизайнера. Для меня цвет является необходимым компонентом дизайна и служит для передачи не только смысла, но и эмоций. Думаю, моя тяга к цвету — результат увлечения иллюстрацией, я ведь также занимаюсь и этим видом деятельности, что, опять же, нечасто встречается среди моих коллег по цеху.

— Где ты черпаешь вдохновение?

— Ну, я не работаю круглыми сутками, и у меня нет сверхзадачи зарабатывать по 10 000 швейцарских франков ежемесячно (улыбается). Я позволяю себе вести жизнь кочевника — восемь месяцев я работаю, а потом два-три месяца путешествую, и этот глоток новых впечатлений всегда заставляет меня с радостью вернуться в рабочую рутину. Последний раз я проводил свои «каникулы» в Нью-Йорке, где живут мои друзья и бывшие коллеги (когда-то я проходил здесь стажировку). А это дает потрясающий толчок к самосовершенствованию — посмотреть, как работают другие люди. Кроме того, стоит просто приглядеться к миру и людям вокруг себя: вдохновение — оно повсюду! Например, простой бургер может быть очень вдохновляющим, когда ты голоден (смеется). А если серьезно — я и правда нахожу забавной и интересной саму эстетику фастфуда.

© Международный фестиваль шрифта, типографики, каллиграфии и видео «Типомания»

— Правда ли, что тебе нравится советский конструктивизм?

— Да, я люблю этот стиль и считаю его одним из наиболее полноценных и интересных визуальных языков. Советским дизайнерам удалось деконструировать и заново создать образ, который я называю суперобразом. От архитектуры до дизайна плаката — этот стиль производит целостное и ясное впечатление, я думаю, мы и сегодня можем многому на его примере поучиться. Возьмем, скажем, современную печатную рекламу — ее образы давно неоригинальны, они навевают скуку. Как правило, дизайнеры просто берут картинку продукта и накладывают на нее подобающий, на их взгляд, шрифт; в результате эта история совершенно не работает в той мере, в которой должна.

— Какие отличительные черты швейцарского графического дизайна ты бы выделил?

— Мне кажется, швейцарский дизайн по своей сути представляет собой нечто, прямо противоположное стилю ар-деко с его чересчур изысканными, а потому искусственными образами. Швейцарцы изначально делали лаконичные вещи, говорящие на ясном языке. Думаю, что свои корни швейцарский графический дизайн берет в конструктивизме, но сегодня мы уходим от этой точки, двигаемся дальше. Большинство студий уже не делают традиционный швейцарский дизайн, хорошо узнаваемый по своему сдержанному визуальному языку. В нашем дизайне стало больше юмора, легкости, сегодня это уже не тот сухой и серьезный графический образ, каким он был раньше. Но все-таки мы не забываем о наших учителях — великих швейцарских мастерах дизайна, к которым я отношу Армина Хоффмана и Йозефа Мюллера-Брокмана.

— Можно ли говорить о влиянии глобализации на швейцарский дизайн?

— Безусловно, процесс глобализации запущен давно, и его уже трудно остановить. Все границы становятся ближе друг к другу, постепенно размываются. Например, я знаю американских дизайнеров, чья студия в Нью-Йорке делает замечательный датский дизайн. Но все же нельзя исключать влияние исторических и культурных корней.

Советским дизайнерам удалось деконструировать и заново создать образ, который я называю суперобразом.

— Влияют ли новые цифровые технологии на графический дизайн?

— Да, конечно. Что касается лично моей работы — я не так увлечен этими новыми медиа. Но, к примеру, делая не так давно плакат для Музея дизайна в Цюрихе, я также сопроводил его десятисекундным анимационным роликом. Думаю, для любого графического дизайнера важно держать руку на пульсе всех инноваций.

— В начале нашей беседы ты отметил разницу между дизайнером и художником. Так ли легко провести эту разделительную линию?

— Честно говоря, отнюдь не легко. Так, некоторые из моих коллег говорят: «Мартин, для нас ты — настоящий художник». Говорят так, потому что считают оригинальным мой подход к работе. Может быть, такой вопрос и не стоит задавать… Мы знаем множество примеров из истории, когда искусство и дизайн были единым целым. В начале XX века венские художники занимались живописью и параллельно дизайном рекламных плакатов и афиш. Или упомяну здесь имя Макса Билла — признанного швейцарского архитектора, художника и графического дизайнера.

— А говоря о себе?..

— Ну, я точно не тот парень, который мечтает стать художником, сотрудничать с известными галереями, выставлять и продавать свои рисунки. Я счастлив работать со своими клиентами как графический дизайнер!

— Какие главные тенденции ты бы выделил в современном графическом дизайне?

— Как ни странно прозвучит, но я не интересовался этим вопросом. Дело в том, что я долгое время работал над созданием собственного визуального языка, и сегодня у меня, к счастью, есть клиенты, которым он нравится. И я продолжаю совершенствовать свой стиль без оглядки на моду. В этом плане я, наверное, уникальный дизайнер (смеется).

Комментарии