Документ об урегулировании конфликта в Донбассе, подписанный утром 12 февраля в Минске, по сути дела является продолжением и развитием сентябрьских соглашений, также заключенных в белорусской столице.
В этот раз стороны ничего особенно нового не предложили, лишь подробно описав механизмы реализации осенних договоренностей. Надо пояснить, что сентябрьские соглашения так и не были воплощены в жизнь из-за взаимных обвинений сторон в нарушении перемирия и невыполнении других пунктов. Сейчас ситуация обещает быть иной, поскольку в разработке текста документа непосредственное участие принимали президенты Украины и России. Они, правда, не стали его подписывать, но сам факт договоренности на высшем уровне может быть залогом того, что на этот раз к выполнению условий перемирия стороны будут относиться намного серьезнее.
Но гарантий этого никто дать не может. Причина — не только организационный хаос и укоренившееся взаимное недоверие между «террористами» и «хунтой», но и очень неоднозначное отношение к документу — как в Киеве, так и в Донбассе. Лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий уже объявили, что срыв заключенных соглашений обернется новой войной без надежды на новое перемирие, и заранее возложили ответственность за подобное развитие событий на Украину.
В свою очередь, в Киеве почти никто не сомневается в том, что перемирие будет сорвано боевиками. Причем тут надо отметить один важный психологический момент. В частных разговорах журналистов и политиков порой звучит что-то вроде надежды на досрочное прекращение перемирия. Дело в том, что его условия вызывают неоднозначные, мягко говоря, чувства в украинской столице. Более того, к вечеру 12 февраля там и тут все чаще стало мелькать красноречивое «нас слили».
Ключевой пункт документа объявляет подконтрольные боевикам районы самоуправляемой территорией, которая лишь формально в составе Украины.
Суть претензий к документу состоит в том, что Украина берет на себя обязательства по выполнению целого вороха пожеланий боевиков, получая взамен лишь надежду на исполнение собственных требований.
Заключенное в Минске соглашение условно можно разделить на две части: пункты немедленного исполнения и отложенные во времени. К первым относятся прекращение огня, отвод войск, доставка гуманитарной помощи и обмен пленными. Вторые касаются будущего статуса ДНР и ЛНР, системы их отношений с Украиной и политических решений, призванных установить стабильный мир в регионе.
Если к первой категории никаких претензий, в общем, нет, то вот вторая вызывает много вопросов. Ключевой — 11-й — пункт документа «О децентрализации» и примечание к нему фактически объявляют подконтрольные боевиками районы самоуправляемой территорией, которая лишь формально будет входить в состав Украины.
Обещанные соглашением выборы и широкая амнистия узаконят власть нынешних лидеров ДНР и ЛНР. Они получат контроль над местными судами и прокуратурой, их вооруженные формирования будут узаконены под вывеской «народной милиции», русский язык обретет официальный статус, а регион в целом будет пользоваться правом самостоятельно развивать отношения с Россией.
Что немаловажно: оплачивать восстановление и текущие расходы Донбасса будет украинское правительство, о чем есть специальный пункт в минском соглашении. Для этого Украина должна будет восстановить работу банковской системы в подконтрольных боевикам регионах.
И лишь когда все это великолепие будет закреплено в новой украинской конституции и утверждено законами об «особом статусе» Донбасса, украинские власти получат право контролировать границу Луганской и Донецкой областей с Россией.
Неудивительно, что в Киеве очень настороженно восприняли соглашение, заключенное на таких условиях. Сейчас в украинской столице преобладают три точки зрения на то, как относиться к минскому перемирию.
Оплачивать восстановление и текущие расходы Донбасса будет украинское правительство, о чем есть специальный пункт в минском соглашении.
Оптимисты говорят: «Хорошо, что мир все-таки заключен. В нынешних условиях трудно было ожидать чего-то лучшего. Власть, будем надеяться, в будущем сумеет исправить определенные перекосы в соглашении, которое выглядит не очень здорово, но, по сути, не такое уж и страшное». По их твердому убеждению, паника, крики о предательстве и «сливе» сейчас будут только на руку врагам страны.
Пессимисты предлагают не рассматривать минский документ всерьез и не переживать из-за его условий. По их мнению, перемирие долго не протянет, а война, как это уже было много раз в прошлом, возобновится. Эти люди советуют чистить оружие, копить припасы и готовиться к новому раунду противостояния на полях сражений.
Третья точка зрения представлена людьми, которые говорят: «Мы, конечно, не паникуем, но при внимательном прочтении документа складывается впечатление, что в Минске подписали слегка закамуфлированную декларацию о капитуляции». Эти люди полагают, что сама концепция реинтеграции Донбасса в Украину до ликвидации там незаконных властей и вооруженных формирований ошибочна, от нее надо отказываться.
Между сторонниками трех этих подходов сейчас разгорается серьезная дискуссия, которая может обернуться неприятностями для Петра Порошенко и его команды. Дело в том, что исполнение условий документа может быть сорвано в случае категорического его неприятия украинским обществом. Прецедент есть: ровно год назад президент Виктор Янукович подписал соглашение о поэтапной передаче власти переходному правительству и проведении внеочередных выборов, но исполнено оно так и не было — украинцы решили, что Янукович должен уйти раньше.
Сейчас угрозы нового Майдана в Киеве нет. Но президенту, чтобы не доводить до беды, не мешало бы очень подробно рассказать своему народу, в чем именно смысл подписанного им документа.
Понравился материал? Помоги сайту!