В воскресенье в Киеве состоялась самая массовая акция протеста со времен «оранжевой революции» 2004 года. Около полумиллиона человек прошло по улицам украинской столицы, чтобы продемонстрировать президенту Виктору Януковичу несогласие с его манерой управлять страной.
Вообще-то, как известно, Киев лихорадит уже полторы недели — с 21 ноября, когда правительство во главе с Николаем Азаровым объявило о приостановке процесса евроинтеграции Украины. Переговоры по соглашению об ассоциации с ЕС — базовому документу в этой сфере — с переменным успехом шли с 2007 года. Помимо применения разнообразных евростандартов качества в самых различных сферах соглашение подразумевает еще и появление зоны свободной торговли со странами ЕС. Планировалось, что соглашение подпишут в конце ноября на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, однако за несколько дней до этого Кабинет министров решил с евроинтеграцией повременить. Аргументация правительства по сути сводилась к одному: зона свободной торговли с ЕС всерьез обидит Россию, которая закроет доступ на свои рынки для украинских производителей и таким образом похоронит весомую часть экономики Украины, а компенсировать эти траты Европа не спешит. Впрочем, многих этот аргумент не убедил.
Начиная с 21 ноября, когда на главную площадь Украины — майдан Незалежности — вышло несколько сотен гражданских активистов и журналистов, акции протеста не прекращались ни на день. Для многих киевлян митинг на майдане превращается в своеобразную добровольную трудовую повинность: каждый день после работы тут собирается несколько тысяч человек с лозунгами о том, что Украине нужна Европа, а Европе — Украина. Многие из них остаются на майдане ночевать. Поддержать столицу приезжают и люди из регионов — в основном из западных, но встречаются и гости с юга и востока, традиционно поддерживающих выходца из Донбасса Виктора Януковича. Все они требуют от него все-таки подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
24 ноября оппозиционные политики организовывают массовый митинг, на который выходит около ста тысяч украинцев. Акции протеста проходят и практически во всех крупных городах страны. Впрочем, несогласованность и непродуманность действий политиков приводят к тому, что весь этот огромный человеческий потенциал оказывается растрачен впустую. За последующие дни митинг на майдане превращается в удалую и веселую, но практически бесперспективную студенческую акцию. Молодые люди упражняются в остроумии при подготовке плакатов, а со сцены звучит все меньше планов и все больше живой музыки.
Революционный настрой на майдане приобретает отчетливо томный характер. Киевляне обмениваются впечатлениями в Facebook: «Это зона озона, заполненная девочками-студентками с бумажными розами в волосах, киевскими дамами и интеллигентами всех мастей, там обсуждают свои глубоко локальные новости сотрудники научных институтов, архивов и прочих боевых организаций. Процент искусствоведов на единицу территории зашкаливает».
Люди проходят через символический фейс-контроль и, с любопытством озираясь, попадают в Колонный зал столичной мэрии.
К концу недели, когда в Вильнюсе стало окончательно понятно, что Виктор Янукович ничего подписывать с Евросоюзом не собирается, многие и вовсе машут на майдан рукой: дескать, не сработало, скоро дети сами устанут и разойдутся по домам. Однако все меняется за десять минут в ночь с пятницы на субботу.
В 4:15 утра около тысячи бойцов «Беркута» начинают зачистку Евромайдана. Несколько сотен молодых людей, ночевавших у памятника Незалежности, окружают и начинают избивать. Журналисты и камеры наблюдения фиксируют, что вырвавшихся из оцепления догоняют на окрестных улицах и продолжают избивать дубинками и ногами. Примерно сотне активистов удается прорваться в находящийся неподалеку Михайловский Златоверхий монастырь, где они и забаррикадировались в лучших традициях Средневековья. Тем временем на майдане Незалежности городские коммунальные службы оперативно убирают последствия разгрома. Как позже пояснили в пресс-службе управления МВД Киева, «Беркут» применил силу именно по их просьбе: Евромайдан мешал установке на главной площади страны новогодней елки. По данным Службы скорой помощи, в столкновении с милицией пострадали 35 человек, 7 из них госпитализированы. Еще 35 человек были задержаны.
Новость о разгоне Евромайдана Киев потрясает. С самого утра жители столицы по собственной инициативе потянулись на Михайловскую площадь. Многие из них несут с собой продукты и теплые вещи. Уже к середине дня в монастыре вырастают целые горы из хлеба и одежды. Многие окрестные кафе, большинство из которых считаются элитными, бесплатно предлагают митингующим чай, кофе и горячий бульон.
Между тем после атаки «Беркута» на Евромайдан киевский протест кардинально меняется. Никаких песен и плясок, никакого культурологического уклона — еще за несколько кварталов до самой Михайловской площади слышен рокот десятков тысяч человек. И рокот этот недобрый. То и дело на площади скандируют: «Зэка на нары!» (намек на две судимости Виктора Януковича) и «Банду геть!».
Вдоль улицы Михайловской выстроились люди с агитацией самых разных размеров. Выделяется трехметровая растяжка «V означает “вилы”». Девочка лет семи держит небольшой лист с надписью «Подавись своей елкой».
Плотный поток проезжающих машин, зачастую с флажками Украины и Евросоюза, регулируют добровольцы из числа протестующих. Подавляющее большинство водителей безостановочно сигналят в знак поддержки. Одинокий трубач раз за разом играет «Вставай, страна огромная». Неподалеку стоит женщина с плакатом «Матери Украины, присоединяйтесь, это наши дети!».
Ближе к вечеру на площади появляются импровизированная сцена и звуковое оборудование. Из едва слышных выступлений оппозиционных политиков и разговоров простых митингующих понятно, что о европейских устремлениях большинство вышедших на площадь уже не думают. Теперь это война против одного человека — президента Януковича. Многотысячная толпа скандирует: «Хама на елку!»
— Я был там, на майдане, за пару часов до разгона,— с негодованием рассказывает плотный мужчина лет 50 какой-то женщине.— Там дети замерзшие сидели, пели гимн. Зачем нужно было их бить? Зачем?
— Они совсем уже охренели, против своего народа идут! — поддакивает мужчине собеседница.
— Завтра обязательно нужно в 12 идти в парк Шевченко,— агитирует их проходящая мимо девушка.
Речь об официальной акции протеста — всенародном вече, организованном оппозиционными политиками. Лидеры оппозиции по очереди призывают граждан в воскресенье выйти на улицы и добиться отставки правительства, перевыборов в парламент и смены президента.
Призыв сработал — на следующий день город бурлит. Люди плотными потоками стекаются в центр города, к назначенному стартовой точкой парку Шевченко. В итоге оппозиция рапортует о том, что на улицы Киева вышло более 500 тысяч граждан. Оперативно проверить официальную точку зрения не представляется возможным — сайты МВД лежат под напором оппозиционно настроенных хакеров, как, впрочем, и ресурсы президента, парламента и Кабинета министров. Впрочем, позже в МВД объявили, что в акции участвовали всего 40 тысяч человек.
Тут нужно пояснить, что даже 40 тысяч человек для Киева, а уж тем более полмиллиона — это очень много. При том что на Украине вообще-то любят протестовать и желающие помитинговать могут выбрать себе акцию на любой вкус, столько людей на улицах не было со времен «оранжевой революции», когда массовые протесты вынудили нынешнего президента Януковича, а тогда только кандидата на этот пост уйти в оппозицию. Объяснение этому простое — после всеобщей эйфории 2004 года разочарование от последующего провала победивших «оранжевых» политиков было сокрушительным. От политики отвернулись очень многие, и всеобщее мнение можно сформулировать примерно так: если уж тогда не получилось, то сейчас-то чего. Дополнительной помехой стала погода: последние дни в Киеве температура около ноля, что явно не способствует уличным акциям.
На словах «с нашим атаманом не приходится тужить» многие горько улыбаются.
Однако ничто из этого не помешало украинцам массово выйти на улицы. В воскресенье днем практически весь центр города был забит толпами людей с флагами Украины и Евросоюза. Многие подошли к агитационному творчеству оригинально. Так, в толпе встречаются люди с плакатами вроде «Иисус за Евросоюз», а также «Они оху…» и изображением ели.
Колонна митингующих во главе с лидерами оппозиционных парламентских фракций Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягныбоком движется от парка Шевченко к Крещатику и далее на майдан. Активисты растягивают над колонной огромный украинский флаг. Сотрудники милиции стараются не попадаться на глаза митингующим.
В определенный момент часть колонны отделяется и принимается бить окна в находящемся на Крещатике здании городской администрации. Участники митинга называют их провокаторами и отгоняют, однако буквально через полчаса Киевсовет все-таки берут штурмом, который возглавляют народные депутаты от националистической партии «Свобода». Милиция, увидев, что люди настроены серьезно, отступает сама. Здание объявляют местом отдыха для митингующих, которым нужно согреться или перекусить. Позже окажется захваченным и также находящийся на Крещатике Дом профсоюзов, где организовывают координационный штаб.
Штурм здания администрации президента в Киеве
Тем временем голова колонны достигает майдана Незалежности. Сотрудники МВД, дежурившие на площади, поспешно отступают. Митингующие с яростью набрасываются на металлические щиты, выросшие там, где еще недавно был Евромайдан. Сразу несколько активистов лезут на установленный тут каркас новогодней елки, которая вскоре оказывается вся увешана флагами и плакатами. Елка вообще, кажется, вызывает у протестующих особую ненависть — элементы конструкции разламывают и разбрасывают по майдану. Группа протестующих с криком «Революция!» забирается на припаркованный тут грузовик и поет гимн Украины, который подхватывает вся площадь. Звучит скандирование «Януковича на елку!» и «Вместе и до конца!».
Первыми с оперативно установленной сцены выступают представители Евросоюза: глава крупнейшей оппозиционной партии Польши «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский и вице-президент Европарламента Яцек Протасевич.
— Двери ЕС остаются открытыми для Украины, несмотря на президента Януковича! — заверяет последний.
— Когда я вижу этот митинг, то верю, что вы будете в Европе,— соглашается с ним господин Качиньский. Толпа одобрительно гудит.
После них слово получают лидеры оппозиции.
— Сейчас тут начинается забастовка, которая заблокирует весь правительственный квартал! Мы требуем отставки преступного правительства, Захарченко (главу МВД. — Ред.) — под суд!— призывает Юрий Луценко, экс-глава МВД, после прихода к власти президента Януковича оказавшийся в тюрьме и помилованный полгода назад.
Другие политики предлагают импичмент президента и проведение досрочных парламентских и президентских выборов.
— В Украине началась революция! — подытоживает глава националистической «Свободы» Олег Тягныбок. На майдане начинают ставить палатки.
Тем временем от основной массы митингующих откалываются две группы людей, собравшихся блокировать находящиеся неподалеку здания правительства и администрации президента. Молодые люди явно готовились к этому заранее: к рукам примотаны деревянные бруски для защиты от ударов дубинками, а в руках многие несут палки. Впрочем, если у здания Кабмина митингующие лишь стали напротив милиции, не пытаясь ничего предпринять, то возле администрации президента разгорелась настоящая уличная война.
На улицу Банковую, где расположена администрация, заезжает тяжелый автогрейдер с ковшом. Он сминает установленное там ограждение и вынуждает милицию отступить. Атакующие вовсю готовятся к серьезной потасовке: забор разламывают на палки, а из брусчатки выковыривают булыжники. Однако к силовому противостоянию оказываются не готовы многие митингующие, которые пытаются предотвратить кровопролитие. В какой-то момент у администрации президента появляется народный депутат и владелец кондитерской компании Roshen Петр Порошенко. Забравшись на грейдер, он пытается убедить собравшихся отказаться от штурма, предупреждает, что это провокация, однако его забрасывают камнями.
Спустя несколько минут начинается штурм. В ход идут булыжники и фаеры, милиция отвечает газовыми и светошумовыми гранатами, всю улицу заволакивает слезоточивым газом. На ней остаются лишь бойцы правоохранительных органов и небольшая группка пригнавших автогрейдер; они оказались экипированы противогазами. Позже многие очевидцы отмечали нелогичность происходившего: нападающие как будто лишь имитировали попытку штурма, а бойцы МВД даже не пытались задержать немногочисленных атакующих, поливавших их градом камней. Позже в МВД объявят: «К правонарушениям около администрации президента причастно около 300 радикально настроенных членов организации “Братство”». Впрочем, лидер «Братства» Дмитрий Корчинский свою причастность к штурму отрицает.
Когда облако слезоточивого газа рассеивается, к администрации президента возвращается несколько тысяч протестующих, что дает спецподразделению «Беркут» повод перейти в атаку. Бойцы гонят митингующих с Банковой, нещадно избивая упавших. Небольшая группа укрывается в находящемся тут же Доме писателей, однако «Беркут» врывается и туда, избивая беззащитных людей. Достается и журналистам, у которых отбирают и разбивают камеры. По данным департамента охраны здоровья Киева, по итогам столкновений у администрации пострадали 165 человек, 109 из них были госпитализированы. В МВД заявили о том, что 50 бойцов получили различные травмы. В итоге большая часть протестующих возвращается обратно на майдан, где продолжается митинг.
Люди не расходятся даже глубокой ночью. У здания Киевсовета кипит жизнь. Одно из окон первого этажа выбито, возле него висит объявление о том, что нужны врачи, а также горячая еда и теплые вещи. К окну выстроилась небольшая очередь из желающих помочь.
Внутри сотни людей. Люди проходят через символический фейс-контроль и, с любопытством озираясь, попадают в Колонный зал столичной мэрии. Еще пару часов назад неизвестный активист играл здесь для собравшихся на рояле. Сейчас на столах разложено печенье, предлагают выпить чаю. Вдоль стен прямо на полу расположились протестующие. Большинство слишком устали, чтобы говорить. Вход на верхние этажи, где расположены кабинеты чиновников, заблокирован активистами.
Тем временем неподалеку, на Бессарабской площади, около сотни неизвестных в масках пытаются свалить памятник Ленину. На защиту монумента выходят бойцы «Беркута», разгорается потасовка. В итоге памятник удается защитить. Майдан тут же отзывается объявлением со сцены: «Только что на Бессарабке пытались свалить последний памятник советскому идолу. Но мы еще раз просим не поддаваться на провокации и не вступать в конфликты с МВД. Слава украинско-российской дружбе!» На последние слова кое-где реагируют свистом, но подавляющее большинство публики аплодирует. Большую часть времени на сцене пусто, лишь изредка на ней появляется ведущий, чтобы напомнить, что на майдане сухой закон и пьяных желательно тут же выпроваживать за его пределы.
Майдан укрепляется и готовится к долгому противостоянию. Активисты устанавливают по бокам от сцены и десятка палаток тяжелые металлические заграждения. Со сцены звучит песня «Любо, братцы, любо». На словах «с нашим атаманом не приходится тужить» многие горько усмехаются.
Понравился материал? Помоги сайту!