27 апреля 2016Общество
163

Против агрессора, по его лекалам

Аркадий Бабченко о том, что украинское ТВ должно отличаться от российского, а не наоборот

текст: Аркадий Бабченко
Detailed_picture© Владимир Смирнов / ТАСС

Неделю назад Украина для снижения пророссийских и сепаратистских настроений запретила показ российских фильмов и сериалов, снятых после 1 января 2014 года. До этого на Украине было запрещено кино, пропагандирующее силовые органы государства-агрессора. Но, мне кажется, там за два года войны так и не поняли главного о российском телевидении.

Базис, основа этого запрета — неправильные изначально. Дело совсем не в пропаганде государства-агрессора, обелении КГБ и НКВД, пропаганде российской армии, россказнях о референдуме в Крыму, проклятых жидобандеровцах во Львове и распятых русских мальчиках в трусиках. Это все вторично. Это — следствие. Причина в другом.

У Геббельса были только газеты и радио. Допускаю, что, будь у него телевидение, Германия сумела бы завоевать весь мир.

У СССР телевидение уже было, но заветов Геббельса не было. Мы хорошие. Мы — за мир. Мы — за счастье всех на планете. И пусть это было враньем, но по советскому ТВ пропагандировались постулаты скорее жизнеутверждающие. И только в Российской Федерации двадцать первого века зомбоящик и принципы Йозефа Геббельса встретились. Пропаганда, соединенная с самым мощным средством ретрансляции идей, повергла в форменное безумие 86% населения самой большой на планете страны. Телепропаганда разрешила убийства, гонения, травлю, ненависть, расовую нетерпимость, засадила мозги шовинизмом и имперским величием, дала отмашку и сказала: фас, можно. Были сняты моральные запреты. Кажется, еще ни одна страна в мире так явно не пропагандировала ядерную войну. Россия оказалась первой. И, надо признать, очень в этой пропаганде успешной. В стране, орущей про духовность, был отменен Бог, а, как известно, если Бога нет — можно все. Ретрансляторы из «Обитаемого острова» Стругацких. Мы видели их действие в натуре.

Никакой «крымнаш» не был бы возможен без сериалов про ментов, бригады, человечину в трехлитровых банках.

Этот эффект еще будут долго изучать — и психологи, и антропологи. Но уже сейчас можно сказать: главная сила, которой обладает Россия, — это не «Искандеры» и подводные лодки, а психотронное оружие неизбирательного поражения: телепропаганда.

Но есть нюанс.

Дело в том, что пена на губах Кургиняна, «ядерный пепел» Киселева, истерические вопли «экспертов» в программах Соловьева и Толстого — это не причина, а следствие. Причина в другом.

Самое лучшее определение современному российскому телевидению я слышал от своего коллеги, который долго на этом телевидении работал, еще до войн и величий, еще когда просто воровали и пилили баки. Определение это — «говномет». Очень точно сказано. И главной целью «говномета» была не пропаганда, а дебилизация подконтрольного населения. Образованным, критически мыслящим обществом сложно манипулировать. Не можешь управлять страной умной — сделай ее глупой.

Я практически уверен: никакой «крымнаш» не был бы возможен без всех этих сериалов про ментов, бригады, трупаков, детских насильников, про человечину в трехлитровых банках и чернуху, чернуху, чернуху. Никакой «крымнаш» не был бы возможен без предварительной артподготовки в виде «Аншлага» и «Дома-2». О да. «Дом-2», семь лет насаждавший в России модель быдло-поведения. Я думаю, что тот вред, который он нанес нравственному здоровью общества, потомки будут измерять в децидомах. Или гигадомах. Ксения Анатольевна — не последний архитектор той реальности, с которой она теперь, сама ужаснувшись, пытается бороться.

Десять лет говномет работал в полную силу. Единственная модель поведения — нравственная идиотия. Единственная модель развития — насилие. Единственная модель решения проблем — агрессия. Киселеву не пришлось прикладывать никаких усилий — семена легли уже на вспаханные и пробороненные мозги. На этом фоне сериал про спецназ ГРУ — вопрос десятой степени важности.

Ксения Анатольевна — не последний архитектор той реальности, с которой она теперь, сама ужаснувшись, пытается бороться.

Украина, столкнувшись с этим оружием вплотную, всю глубину этой проблемы, к сожалению, не осознает. Заявленные поводы для запрета слишком ничтожны. А если бы Россия не аннексировала Крым — что, все это дебилизирующее сусло и далее можно было бы вливать в головы своего народа? А дебилизирующее сусло тех стран, которые не нападали и не нападут на Украину? Американские шоу с дерущимися тетками в прямом эфире ничем не лучше. Или Эрдоган, который в пику Путину считается сейчас на Украине другом. И что теперь — лет через пять нишу пропаганды агентов НКВД займет пропаганда стражей исламской революции? Замена спецназа ГРУ, мочащего проклятых чеченцев, на спецназ MIT, мочащий проклятых курдов? По-моему, так себе решение.

Да и само украинское ТВ… Каждый раз, когда я вижу на украинских каналах заставки новостей с фронта, меня накрывает дежавю. В них используется тот же шаблон, который был в России в заставках к новостям из Чечни. Причем из того времени, когда слом телевидения уже произошел, моральная составляющая была отброшена и оно стало инструментом зарабатывания бабок на смертях, войне и чернухе. Напряженная музыка, мчащийся танк, взрыв, солдаты на броне, стреляющий пулеметчик, красные пятна, спазм на лице ведущего… И если в колониальной, сошедшей с ума стране зарабатывание рейтингов и денег на гибели других еще укладывалось в извращенную логику, то использование в тех же целях войны освободительной, смерти солдат, защищающих твою же страну от вторжения, — непонятно совершенно. Запретить говномет соседа-агрессора, набрать у него инженеров и механиков и начать строить свой собственный по тем же лекалам — логика совсем уж оригинальная.

Украина не сможет выиграть войну без установления информационного суверенитета. Это очевидно. Эту аксиому Владимир Владимирович понял прекрасно. Именно поэтому первым делом, придя к власти, он разгромил НТВ и ОРТ. Именно поэтому, придя в Крым, он первым делом потащил туда передвижные ретрансляторы на «Газелях».

Я не знаю, решается ли эта проблема технически. Может быть, необходимо постоянно распылять в воздухе алюминиевую фольгу. Или применять системы РЭБ. Не знаю. Но совершенно очевидно, что силовое возвращение оккупированных территорий обратно под свой контроль не будет иметь смысла без прекращения влияния телевизионного зомбирования со стороны агрессора.

Вот настоящая проблема, которая стоит сейчас перед Украиной. А совсем не фильмы, произведенные после 1 января 2014 года.

Каждый раз, когда я вижу на украинских каналах заставки новостей с фронта, меня накрывает дежавю. В них используется тот же шаблон, который был в России в заставках к новостям из Чечни.

Телевидение может быть как мощнейшим оружием, так и крутейшим образовательным инструментом. Девиз BBC — образовывать, информировать, развлекать. Образовывать — на первом месте. Развлекать — на последнем. Причем и развлечение часто идет через образование.

Вместо «похождений Бешеного» в кафешках должны быть Discovery Science, National Geographic и Animal Planet. Из каждого утюга. В прайм-тайм вместо построенных по чернушным лекалам новостей должен быть Стивен Хокинг. А в «Спокойной ночи, малыши» — Митио Каку.

И, безусловно, этот инструмент должен быть под мощнейшим общественным контролем. Свобода слова не имеет никакого отношения к свободе пропаганды. А уж тем более человеконенавистнической. В самых благополучных странах с наименьшим количеством убийств — самое скучное телевидение. Ничего скучнее ТВ Швейцарии я в своей жизни еще не видел. Думаю, корреляция тут прямая.

В общем, соседи, все, кому с нами не повезло, — гоните этот российский говномет отовсюду, всегда и где только можно по всему периметру. Сажайте каждого его наводчика, поливающего по квадратам очередями-сюжетами про изнасилованную мигрантами девочку. Гоните тряпками и закрывайте въезд в страну всем подносчикам патронов с LifeNews. Перекрывайте и депортируйте офис Russia Today в полном составе.

Это — оружие. Этот факт должен быть осознан. И система противодействия ему в будущем должна быть разработана.

Юлиус Штрейхер не зря был признан виновным в Нюрнберге.

Сделайте главным каналом Discovery.

И страна сама изменится за десять лет.

Текст опубликован в рамках проекта Аркадия Бабченко «Журналистика без посредников» Как обычно, кто считает нужным, сколько считает нужным: Яндекс-кошелек, номер 410 011 372 145 462. В Сбербанке карта номер 4276 3800 8339 8359. Для пользователей WebMoney рублевый кошелек номер R361089635093. Для пользователей WebMoney долларовый кошелек номер Z525692199692 Для пользователей MasterCard, VISA и Maestro карта номер 4276 3800 8339 8359. Мультивалютная карта Приватбанка номер 5168 7423 3613 0608. Для банковских переводов из-за границы реквизиты: SWIFT: SABRRUMM SBERBANK, MOSCOW MOSCOW, RUSSIA Acc: 423 07 978 1 38064300125 IBAN не требуется. Либо просто кинуть на телефон (МТС) 8 915 237 41 78.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20246311
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412948
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422841
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424490