2 ноября 2021Современная музыка
166

«Дом похож на баян, с этим надо срочно что-то делать!»

Как сохранить деревянную архитектуру Томска средствами современного искусства и экспериментальной музыки

текст: Сергей Мезенов
Detailed_picture© 701 Project

В 701 Project, проекте композитора из Томска Елизаветы Згирской, история и современность сходятся довольно неожиданным образом. Цифра 701 взята из официального перечня деревянных зданий исторического значения, составленного городскими властями, — Згирская, выпускница Московской консерватории, выросшая в Томске, заводит разговор о важности сохранении этого исторического наследия и делает это методами современной музыки и современного искусства. В ее проекте дома становятся вдохновителями коллективной подготовленной импровизации и площадкой для перформансов, с ними работают средствами видеоарта, конкретной музыки и звуковой инсталляции. Каждый новый выпуск проекта не похож на предыдущий, а каждый дом получает свою собственную, уникальную художественную или музыкальную историю.

Сейчас Елизавета объявила сбор средств на осуществление очередного этапа проекта, имеющего долгоиграющие и амбициозные цели — постараться так или иначе «озвучить» каждый из домов из городского списка, а быть может, и выбраться за его пределы. Сергей Мезенов связался с основательницей проекта и поговорил о том, как найти свою страсть, как работать с неожиданными инструментами и в каких ипостасях 701 Project будет жить дальше.

© Из личного архива Елизаветы Згирской
«С мыслью о поиске страстей я приехала в Томск»

— У меня отец — музыкант, в музыку меня привел он; он был директором музыкальной школы в свое время, и я в этой школе занималась. Это было в глубоком детстве, потом был большой перерыв — я до 11 лет занималась музыкой, а потом пять лет не занималась ею вообще. Забыла абсолютно все — забыла ноты, какие-то базовые понятия. Даже не слушала ничего, пианино использовала как полочку. А в 16 лет я услышала, как моя подруга поет в джазовом ансамбле, и поняла, что я что-то упускаю в своей жизни. У меня получился такой большой рывок — в 16 лет я заново вспоминала ноты, чтобы поступить в Томске в музыкальный колледж, а в 22 года уже поступила в Московскую консерваторию.

Деревянные дома мне нравились всегда, просто я долгое время сама не думала, что могу как-то им помочь. Хотя, когда я поступала в консерваторию, я уже почему-то думала, что, когда у меня будет выпуск — через пять лет, мне нужно будет обязательно написать пьесу о деревянном доме. С этой мыслью я жила три с половиной года — а потом, в ноябре 2019 года, я приехала в Томск на свадьбу к подруге. Это был сюрприз, никто не знал, что я приеду, — а за день до этого я разговаривала с Ольгой Бочихиной, своей знакомой и в некотором роде наставницей, о том, что я нахожусь в творческом кризисе. Я не могла понять, что я могу дать музыке, — музыка в принципе может жить без меня, если я перестану писать музыку, в музыкальном мире не изменится ничего. Мы с ней очень долго разговаривали об этом и пришли к выводу, что у меня нет какой-то своей страсти. Даже к музыке — я занимаюсь ею, но не горю этим настолько, чтобы сказать, что я не могу без этого жить.

© 701 Project

С этой мыслью о поиске страстей я приехала в Томск. Представьте — свадьба, все выходят из ЗАГСа, звучат поздравления, крики какие-то, шарики кругом и так далее, а я вижу перед собой деревянный дом, который находится возле ЗАГСа, и не могу оторвать от него взгляд. Смотрю и думаю: «Дом. Как здорово!» И тут у меня завертелось что-то — вот то, что я люблю на самом деле безотказно, то, без чего не могу жить. Потом мы едем на автобусе в ресторан, и я вижу другой дом. Тот, первый, дом был красивый, а этот какой-то полуразвалившийся, и я проезжаю мимо и думаю: «А он похож на баян». Все, дом похож на баян, с этим надо срочно что-то делать! На следующий день я возвращаюсь к этому дому, и у меня появляется идея пьесы, которая стала в результате пятым выпуском проекта, — «Разбаянило». Затем у меня была бессонная ночь, за которую я поняла, что нужно делать. Вся концепция родилась в первый день, первую ночь я просто накидывала идеи, и я до сих пор из этого списка черпаю вдохновение, там еще остались идеи, которые я пока не реализовала.

«Нужно искать более глубокие способы взаимодействия»

— Если говорить о том, почему для проекта выбран именно такой музыкальный язык, то тут все очень просто: это язык, на котором я разговариваю, я не могу разговаривать на другом языке. Он у меня сложился до проекта, и я с ним пришла к деревянным домам. Просто написать пьесу-впечатление о доме — чтобы понять его сущность, поднять проблему его сохранения — этого недостаточно, нужно искать какие-то более глубокие способы взаимодействия. К этому меня привели практически все композиторы от середины ХХ века до наших дней. Я очень сильно вдохновляюсь [Жераром] Гризе и [Луиджи] Ноно. Я обожаю [Маурисио] Кагеля, все его театральные работы — он, наверное, наиболее повлиявший на меня композитор. Люблю [Жоржа] Апергиса. [Джон] Кейдж, конечно, его перформансы на меня очень сильно повлияли. Также московская школа композиторов наших дней, [Владимир] Горлинский в первую очередь, очень люблю все его работы. Композиторы, которые были моими педагогами, — [Николай] Хруст, [Ольга] Бочихина, их работы. Звуковой художник Сергей Филатов — мы с ним взаимодействовали за несколько дней до той поездки в Томск, на проекте «Метаморфозы Таганки», и там я узнала, что можно записывать звук и что-то с ним потом делать, это было для меня очень важно. Очень сильно повлияло на проект мое присутствие на Венецианской биеннале в 2019 году — меня поразили там многие работы, я до сих пор ими вдохновляюсь.

© 701 Project

Первоначальная цель проекта — озвучить все дома из списка; очень надеюсь, что мне хватит запала. На самом деле деревянных домов в Томске больше, их сохранилось около двух тысяч, так что я бы хотела и выйти за пределы цифры 701. Конечно, мне бы хотелось большей аудитории для проекта — чтобы это могли слушать не только мои друзья и знакомые музыканты. Но это проблема, типичная для всех современных композиторов (смеется). В остальном мне сейчас все нравится, у меня все получается. С музыкантами, которые участвуют в проекте, мне, может, просто так везло, но ни разу такого не было, чтобы кто-то не понял мою идею, не вдохновился ею, — все были максимально увлечены и вовлечены.

© 701 Project

Например, в последних выпусках проекта, импровизационной серии «Говорящие улицы», я приглашала музыкантов через open call — и пришли совершенно разные, неожиданные для меня музыканты. Я ориентировалась, например, на флейтистов или кларнетистов — а пришли музыканты с бас-гитарами, с которыми я поначалу даже не знала, что делать (смеется). Я даже немножко испугалась, но в итоге все получилось хорошо. Пришли фолк-музыканты с какими-то жалейками, волынками, такого я тоже не ожидала. У меня была текстовая партитура: «Сыграйте максимально громкий звук, потом перейдите к диминуэндо, потом максимально тихий звук». А мне человек говорит: «У меня на волынке есть только форте — и все, нет динамики — что мне делать?» (Смеется.) Я не ожидала, что будут такие инструменты, не думала о них. В итоге мы разобрались, все было в порядке, но такая работа с открытым приглашением для всех желающих открывает для меня самой какие-то новые связи. Результат получился неожиданным для меня, но очень хорошим — получилась связь разных культур, академические музыканты, рок-музыканты и фолк-музыканты играли тотальную импровизацию вместе, было очень здорово.

Я хочу, чтобы 701 Project жил в разных ипостасях, — сейчас главной площадкой для фиксации является YouTube-канал, но были и городские события, как те же «Говорящие улицы», которые полностью перенести в режим видео нельзя. Один из следующих проектов, совместный с Музеем деревянного зодчества, будет решен в виде инсталляции. Там будет стоять микрофон, в который посетители смогут говорить, и это будет преобразовываться в звуки деревянных элементов из экспонатов музея. Такое явление называется «сверткой» — один звук сворачивается через другой звук, и голос посетителя будет превращаться в звук деревянного элемента дома. Для видео можно будет зафиксировать только какие-то отдельные моменты, а сам проект будет жить своей жизнью в музее.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20246298
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412948
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422823
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424490