1 февраля 2016Медиа
245

«Политические новости — токсичный и бесполезный контент»

Новый редактор сетевого журнала Apparat — о том, как изменится издание, переехавшее из России в Киев

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© Андрей Бродецкий

На днях стало известно, что российский сетевой журнал Apparat переезжает в Киев. COLTA.RU поговорила с новым главным редактором издания Андреем Бродецким.

— Можете немного о себе рассказать — где вы учились, какой у вас опыт по части медиа?

— Я окончил кафедру вычислительной техники Киевского политехнического института. Несколько лет занимался развитием самого крупного студенческого сообщества в «ВК» — «КПИ live». Писал в студенческое издание «КПИшник», потом был его главным редактором. Писал и переводил некоторые материалы для TJournal и VC. Два года занимался новостным SMM в PR-агентстве, там получил богатый опыт работы с политическими новостями. После этого политические новости не читаю. В последнее время работал в B2B-маркетинге, но это сильно не мое, так что я с радостью принял предложение Славы и Никиты (Вячеслава Дворникова и Никиты Комарова. — Ред.) возглавить Apparat.

— Какие задачи перед вами ставят новые владельцы издания?

— Для начала — наладить работу новостной редакции и регулярный выпуск материалов. Из более конкретных задач: к концу года выйти на самоокупаемость.

— Большая будет редакция?

— Главный редактор, новостной редактор и два новостника. Авторов больших текстов мы собирались привлекать удаленно, на сдельной основе. К нам уже обратилось много авторов, в том числе сотрудничавших с LAM. Сейчас обсуждаем с ними темы и условия.

— Концепция издания будет как-то меняться?

— Тематика останется той же, но фокус расширится. Мы не будем фантазировать про некое сетевое будущее, где нет иерархий, а есть только киберутопия и тотальная свобода. Это романтическое видение, и оно привлекает свою аудиторию. Но, мне кажется, думающей аудитории нужен более зрелый, отстраненный взгляд. Не надо пропагандировать будущее, оно и так наступит. Достаточно просто хорошо это освещать. И мы не хотим превращать издание в вестник компаний. Обзоры гаджетов, слухи про новый айфон, доходы Facebook и акции Apple — все это по-своему интересно, но не помогает читателю ни в чем разобраться. Чего ждать от искусственного интеллекта и роботизации труда? Блокчейн и экономика шеринга — вещи, которые все изменят, или очередной мыльный пузырь? Как данные из соцсетей и гаджетов используют в юридической практике? Кому принадлежат массивы данных, которые мы производим за свою жизнь? Как африканские фермеры используют смартфоны, чтобы спастись от голода? Разбираться в наступающем будущем — вот идея Apparat.

— В своем фейсбуке вы пишете, что теперь в Apparat будет больше «освещения и осмысления того, как новые коммуникации и технологии меняют наше общество» Речь об украинском обществе?

— И да, и нет. Все важные тренды в первую очередь появляются в развитых странах и уже потом постепенно расходятся по миру. Как говорил Уильям Гибсон, будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено. Сначала оно наступает в Калифорнии и Нью-Йорке, потом доходит до Москвы, потом — до Киева.

— Будете как-то освещать российскую проблематику?

— Да, но только не в формате «в России снова хотят зарегулировать интернет». Явления, происходящие в больших городах, нам интересны, вестник Роскомсвободы — нет. Украинской повесткой я тоже интересуюсь мало, хотя громкие новости все равно пролезают в ленту через шутки и обсуждения от друзей. Политические новости — токсичный и бесполезный контент. Вы можете быть в курсе всех новостей и скандалов, которые обсуждает украинский Фейсбук, но вряд ли это добавит вам полезного знания о том, что происходит в стране. Это как бесконечный мыльный сериал — можно начинать смотреть с любой серии, все равно ничего не пропустишь.

Мы не будем фантазировать про некое сетевое будущее, где нет иерархий, а есть только киберутопия и тотальная свобода.

— Какая аудитория для вас более приоритетна — украинская или российская?

— Для большинства тем, которые мы будем освещать, место проживания читателя не имеет значения. Более важно, насколько человеку интересна тема постиндустриального общества. Другое дело, что в силу экономических особенностей она близка в основном жителям больших городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. В России эта прослойка людей побольше. Я посмотрел на Similarweb статистику аудитории для сайтов, которые перечислил выше, — VC, TJournal, LAM. У них 60—70% аудитории из России, 12—15% — с Украины. Думаю, у нас будут похожие цифры. Большинство моих знакомых студентов читает TJ и VC, при том что это российские издания и про Украину там пишут редко. Так что, повторюсь, деление аудитории по географическому принципу условно, тем более что большинство интересующих нас новостей и тем — международные.

— Если географическое положение неважно — зачем редакция переносится в Киев?

— Здесь проживает один из совладельцев, Вячеслав Дворников. Согласитесь, было бы трудно налаживать с нуля работу редакции в Москве или Санкт-Петербурге, находясь при этом в Киеве. И организационные затраты — зарплаты, аренда офиса — ниже.

— Чем еще, на ваш взгляд, украинский медиарынок сейчас лучше российского — и чем хуже?

— Лучше он тем, что здесь низкий уровень конкуренции, мало качественного контента. Больше свободы — здесь можно писать все что угодно. Хуже тем, что много здесь не заработаешь.

— А вот один из новых владельцев Apparat считает, что медиарынка нет ни в России, ни на Украине.

— Это, конечно, преувеличение, но я согласен, что в обеих странах нормальные рыночные процессы работают плохо. В России слишком велико влияние государства на медиарынок. На Украине медиа — это традиционно не бизнес, а средство влияния. Если говорить про интернет-СМИ, то их рынок болен такими детскими болезнями, как покупной трафик.

— Как вам кажется, переезд российских журналистов и медиа на Украину — это тренд?

— Я бы не называл это трендом, все-таки у каждого эмигранта своя мотивация. Есть мнение, что некоторые либерально настроенные россияне едут на Украину, потому что хотят видеть в ней некую «лучшую» Россию, «Россию-у-которой-получилось». Мне кажется, это весьма наивный взгляд. Тем более что после событий последних двух лет многие здесь по умолчанию смотрят на любого русского, вне зависимости от его политических пристрастий, как на имперца и «небрата». Но я считаю, что если к нам переезжают высокопрофессиональные специалисты, то читателю это только на пользу.

— Кого вы рассматриваете как конкурентов Apparat?

— Из российских изданий ближе всего к нашей тематике издания холдинга Look At MediaVillage и Furfur. Другие конкуренты — ребята из ИД «Комитет», TJournal и VC. Они тоже следят за духом времени, переводят интересные зарубежные материалы. Но первые ориентированы на новости вообще, без фокуса на нашей тематике, а вторые пишут о бизнесе и стартапах, так что тем, я думаю, хватит на всех. Иногда новости по нашим темам появляются на «Медузе». Раньше о новом обществе часто писала «Афиша», но сейчас у них на сайте мало материалов, которые могли бы выйти у нас. Из украинских — AIN; он пишет и про новости интернета и IT, и про бизнес, и про украинский интернет и переводит интересные зарубежные материалы. За украинскую аудиторию будем бороться с ними.

— А на какие-то иностранные издания ориентируетесь?

Motherboard от Vice, Real Future от Fusion, журнал Kernel от Daily Dot. В будущем хотелось бы писать классные лонгриды, как в Atlantic и New Yorker, но для такого надо еще поискать авторов. LAM и «Афиша» хорошо освещали многие потенциально наши темы.

— Для кого ваш журнал предназначен?

— Ядро нашей аудитории: миллениалы, digital natives, айтишники, представители креативных индустрий, техногики всех возрастов, стартаперы. В более широком смысле наша потенциальная аудитория — все пользователи интернета, интересующиеся тем, что происходит вокруг них.

— Почему вам интересно смотреть на происходящее в обществе именно через призму новых технологий?

— Потому что именно технологии стали причиной главных изменений в обществе и культуре в последние десятилетия. Взять одни только смартфоны и соцсети — их влияние на общество сложно переоценить. Кто бы мог подумать лет пять назад, что огромные бизнесы будут зависеть от того, как подкрутят свои алгоритмы десять программистов в Силиконовой долине (я имею в виду зависимость трафика СМИ от алгоритмов ленты Facebook). Tinder поменял наш подход к знакомству и отношениям: теперь за человека можно не держаться; свайп влево, свайп вправо — количество альтернатив бесконечно, и все они у тебя на ладони. Instagram изменил понятие «фото на память», Uber и Blablacar изменили то, как мы ездим. Какой серьезный политик сейчас может обойтись без специалистов по соцмедиа? У «Аль-Джазиры» недавно была удивительная история про американца, который просидел в тюрьме 40 лет, теперь вышел на свободу и удивляется — почему это все ходят с проводами в ушах? Они что, агенты ФБР? Мне кажется, что если игнорировать изменения, которые вносят в наше общество технологии, то у вас есть шанс очутиться на месте этого мужчины, только для этого не надо ждать 40 лет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202320764
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325880