26 мая 2014Медиа
240480

«Мы не ставим перед собой задачи адекватно оценить реальность»

Создатель сайта «Петр и Мазепа» Александр Нойнец объясняет, почему читать его не стоит

текст: Анна Голубева, Егор Петров
Detailed_pictureАлександр Нойнец

Сайт «Петр и Мазепа» появился в интернете в начале марта, а в мае вошел в повседневный медиарацион тех, кто интересуется украинскими событиями. COLTA.RU узнала у создателя сайта, кто его делает, почему ему не нужен коммерческий успех и при чем тут «Спутник и Погром».

— Насколько нам известно, «Петра и Мазепу» предполагали открывать как франшизу «Спутника и Погрома». На каких условиях? Это оформлялось документально?

— Нет, документально это не оформлялось. Планировалось, что «Петр и Мазепа» будет аналогом «Спутника и Погрома», только в рамках Украины и больше для украинской аудитории. Как мы в итоге видим, нечто подобное и получилось, хотя и без Егора (Просвирнина — создателя «Спутника и Погрома». — Ред.). От Егора мы в итоге совершенно бесплатно получили — считай, украли — название, дизайн и идею выплачивать авторам высокие по украинским меркам гонорары в размере 20 долларов за тысячу знаков.

— Редакционная политика «Петра и Мазепы» должна была быть подконтрольной «Спутнику и Погрому»?

— Разумеется. Это было бы совершенно логично, поскольку Егор бы в этом случае инвестировал в «Петра и Мазепу» свой огромный медийный вес, авторитет и репутацию. И, разумеется, редакционная политика в этом случае была бы результатом взаимного отеческого согласия — моего и Егора.

— Вы разошлись из-за событий на Украине?

— Не только. Мы не договорились по ряду технологических моментов, еще до мировоззренческих конфликтов. «Крымнаш» просто закрепил идеологические отличия.

— Что за технологические противоречия?

— Это формальные моменты — за кем последнее слово в дискуссиях, чьи сервера, чей хостинг. С точки зрения Егора, мы хотели слишком много самостоятельности и никак не гарантировали его права собственности. Со своей точки зрения он, вероятно, прав.

Почему вы поставили нашего великого царя в один ряд с подлейшим из предателей?

— В каких вы сейчас отношениях со «Спутником и Погромом»?

— Если внимательно читать оба издания, можно увидеть постоянный троллинг с обеих сторон. В общем, наши платформы не подразумевают мирного сосуществования. Мы с Егором какое-то время общались и даже сохраняли ровный тон. В последние пару месяцев желание общаться, кажется, пропало у нас обоих. Оказалось, что Егор — эпический украинофоб, не признающий 40 миллионов человек за людей и считающий их за аборигенов, перед которыми у него есть только «бремя белых» — прийти и научить жить как он хочет, а не как они хотят. Поскольку я, очевидно, также вхожу в эти 40 миллионов, зачем мне тратить время на разговоры с белым сагибом, которые начинаются со слов «вы вообще не люди, у вас нет страны»? Я лучше заточу копье, как у нас в племени принято.

— Как и когда вы начали делать свой ресурс? Кто ваши сподвижники?

— Егор попросил меня писать дайджесты политической жизни Украины. А у меня редкая профессия — я контрпиарщик. Проще говоря, люди платят мне довольно большие деньги за то, чтобы не совершать имиджевых самоубийств. Одно время мы консультировали целое министерство, одно время — так называемого смотрящего из числа сподвижников Юры Енакиевского (депутат Верховной рады Юрий Иванющенко, по данным украинских СМИ — «управляющий делами семьи Януковича». — Ред.). В силу такого рода занятий мне приходится слишком много знать и все время узнавать еще больше. И оказалось, что я могу, не нарушая обязательств перед клиентами, позволить себе издавать довольно детальную аналитику. Мы месяца три поработали с Егором, и стало ясно, что я могу собрать команду и реализовать проект, аналогичный «Спутнику и Погрому», — с региональными отличиями. К примеру, мы не так хороши в эмоциях и пропаганде, что логично, поскольку у хороших пиарщиков (а мы одни из лучших) эмоции довольно быстро отмирают. В эмоциональных текстах, после которых хочется взять лопату и бежать копать, Егору равных нет. Но у нас свои фишки. Имя арт-директора я раскрывать не стану, он не любит светиться. Ключевые партнеры проекта — я сам, господин Игорь Щедрин и господин Дмитрий Подтуркин, бывший моим соавтором еще в «Спутнике и Погроме». Мы владельцы проекта. Остальные сотрудники привлекаются на гонорарной основе из числа наших многочисленных друзей и знакомых.

Александр Нойнец

— А почему вы выбрали такое название?

— Потому что оно бесит. К нему две претензии. «Почему вы поставили нашего святого гетьмана в один ряд с этим зверем?» и «Почему вы поставили нашего великого царя в один ряд с подлейшим из предателей?» На самом деле редакционная позиция в том, что Петр — пример правильной евроинтеграции: построить Европу дома. А Мазепа — пример неправильной евроинтеграции: продаться Европе. Ну и еще Петр не любил Москву.

— Вы эту нелюбовь разделяете?

— Да, полностью. Мне неуютно в Москве. Чужой город. Складывается впечатление, что он был хорошим, а потом его заселили какие-то чужие люди и построили что-то, ему совершенно несвойственное. Но это не рациональное, это личное.

— Кто финансирует ресурс и каков ваш ежемесячный бюджет?

— 6—8 тысяч долларов в месяц на данный момент. Источники финансирования — карманы владельцев ресурса.

Речь об организации многомиллионной общины русских людей Украины в единое движение.

— Есть ли у вас план развития на ближайший год? Сколько денег нужно сайту для полного счастья?

— Когда мы писали стартовую смету, у нас вышло 140 тысяч долларов на 10 месяцев. Практика показала, что выходит вдвое дешевле. Но сам по себе «Петр и Мазепа» не является конечной целью. Ради того, чтобы просто иметь аналитический сайт, я бы с кровати не вставал. А я не только встаю, но и вливаю в него космическое количество знаков в сутки. Цель — вообще движение русских людей Украины. Секторальные реформы для регионов. Экономическое представительство русских людей на Украине. Политическое представительство. «Петр и Мазепа» — просто стартовая информационная площадка для формирования идеологического базиса этого движения.

— То есть «Петр и Мазепа» — коллективный организатор? И в какой-то момент может стать, например, политической партией?

— «Политической» — плохое слово. Оно подразумевает, что какие-то ушлые Васи напилили бабла, закупили миллион бигбордов и полудохлую партию и отбивать инвестиции планируют путем проникновения в Верховную раду и облсоветы и получения там взяток за правильное голосование. Так вот, мы не эти ушлые Васи. На этих ушлых Вась мы насмотрелись в избытке. Речь об организации многомиллионной общины русских людей Украины в единое движение, стремящееся к собственной субъектности. Что-то вроде Мондрагонской корпорации. А политическое представительство — просто еще один инструмент этой субъектности, совсем не самый важный. Даже «Петр и Мазепа» — более важный инструмент.

© petrimazepa.com


— Если о текущей жизни говорить — вы планируете делать сайт коммерчески успешным? «Спутник и Погром» активно занимается монетизацией, использует, в частности, пейволл.

— Нет, не планируем делать сайт коммерчески успешным никогда. У нас есть масса гораздо более простых способов заработать деньги. Мы запустили краудфандинг на прошлой неделе. Но не из-за денег, а потому что читатели очень просили. Если долларов двести на этом заработаем по итогам месяца — буду сильно удивлен.

— Через пару недель после запуска у вас были тысячи шеров в Фейсбуке. Вы использовали платное продвижение в соцсетях?

— Ну, во-первых, у нас очень хорошие материалы, правда? Во-вторых, мы инвестировали в рекламу в Фейсбуке около пятисот долларов. Это я к тому, что я видел некоторых людей, которые инвестируют в рекламу в Фейсбуке, но не имеют в итоге эти самые тысячи шеров. Это заставляет меня подозревать, что платная реклама в Фейсбуке — все-таки не первопричина успеха. В остальном, кстати, наше продвижение в соцсетях происходит плохо и медленно. Ну то есть хуже, чем могло бы. Мы тратим на это очень мало сил. Твиттер и Гугл+, к примеру, у нас совершенно мертвые.

Рецепт все равно такой: писать прогнозы, которые сбываются.

— А офлайн-активность?

— Ну вот господин Подтуркин в рамках реализации наших планов договорился, что 10 июня мы презентуем руководству Днепропетровской области проекты секторальных реформ по шести направлениям сразу. Это, надо полагать, офлайн-активность. Люди в Днепропетровске как-то заинтересовались тем, что это за такие лихие и наглые ребята, откуда взялись. Или вот я просто знаком с Александром Барабошко, известным по имени Крус Крус. Он страшно популярный на Украине блогер. И он нас тоже как-то раскручивает, советует, все такое. Но в первую очередь рецепт все равно такой: писать прогнозы, которые сбываются.

— Ваша страница в Фейсбуке намного популярнее страницы «ВКонтакте». У «Спутника и Погрома» ровно наоборот. Почему?

— Потому что мы инвестировали в Фейсбук, а во «ВКонтакте» — нет. У нас Фейсбук первичен, из него все уже и расходится. Но в течение пары месяцев ситуация выровняется. Доберем из «ВКонтакте» аудиторию. В целом мы ориентировались на то, что Фейсбук — место жительства лидеров мнений и более медийных личностей, а «ВКонтакте» — место жительства обычных хороших людей.

— Долго вы готовились к запуску? Довольны ли тем, как развивается «Петр и Мазепа» и растет аудитория ресурса?

— Месяц готовились. Очень довольны, растет быстрее, чем планировали, особенно в этом месяце. Был план, что за первые четыре месяца мы выйдем на планку «10 тысяч хостов в день в среднем за неделю». Сейчас сайту еще нет трех месяцев, а мы вышли на 12—15 тысяч в день — уже две недели как. Конечно, грядут лето, отпуска и падение трафика. Но свою нишу мы заняли плотно, люди нас знают, читают, уважают, сегодня вот COLTA.RU интервью берет. Видимо, это успех.

© petrimazepa.com


— А качеством аудитории вы довольны? Это те читатели, на которых вы рассчитывали?

— Нет, я недоволен качеством аудитории. Я типичный интеллигент типа «народ не тот». Но я утешаю себя тем, что если бы народ был изначально тот, то он бы справился и сам, мы бы не понадобились.

— Вы перепечатываете материалы других ресурсов — Русской службы ВВС, «Теорий и практик», KermlinRussia. Это от дефицита собственного контента или агрегация — часть вашей концепции?

— Я правовой нигилист. А серьезно — поскольку мы говорим о том, что мы — идеологическая площадка, то наша задача — не сообщать новости и не кормить читателей содержимым нашей головы, а формировать повестку дня в целом, широкими мазками. И если кому-то удалось выразить нашу позицию лучше, чем нам, — не вижу причин сдерживаться.

— Будь у вас безграничные финансовые возможности, каких авторов вы бы пригласили?

— Дело не в финансовых возможностях. Я бы пригласил Юрия Романенко с сайта «Хвыля», но он не пойдет, потому что у него и так уже есть «Хвыля». И Сережу Высоцкого с «ЛигаБизнесИнформ». Собственно, я его и пригласил, но у него сложный контракт с «Лигой», он пока воздерживается. Из российских пригласил Ортегу (публицист Станислав Яковлев. — Ред.), и вот только что он согласился стать нашим постоянным автором, поглядим, что из этого выйдет. И пригласил бы Кермлина. А для визуальной составляющей — Анатолия Ульянова, Дадакиндера (создатель проекта Looo.ch. — Ред.). Но в первую очередь, конечно, Дмитрия Горчева, ныне покойного. И — я в курсе, что эти люди далеки от идей русского национализма.

© petrimazepa.com


— Тогда почему они?

— Потому что я верю в дискуссию. С этими людьми, как мне кажется, возможна продуктивная дискуссия, результатом которой и станет сильная и логичная идеология — назовем ее, к примеру, «русский рационализм».

— А украиноязычных авторов вы будете публиковать?

— В исключительных случаях. К примеру, если это будет Лесь Подеревянский, который в русском языке невозможен. В остальных случаях готовы бесплатно предоставлять авторам услуги переводчика, как мы это делаем с английскими, польскими и немецкими текстами. Но если речь не только о языке, а вообще об идеологии — у нас нет претензий ни к украинским, ни к еврейским, ни к татаро-монгольским националистам, и мы готовы публиковать их тексты, если в них не будет русофобии. Собственно, один из авторов «ПиМа» — таки украинский националист Юрий Гудыменко.

— Как к вам относятся русские националисты?

— Поскольку «Крымнаш» расколол русских националистов на русских и кремлевских, то и отношение разное. С точки зрения патриотов российского Крыма и Новороссии, мы, конечно, погрязли в «ереси украинствующих», и вообще звучат такие слова, что мы не русские и не националисты, а русскоязычные украинские патриоты. Остальные русские националисты тепло относятся.

— А украинские националисты?

— Отлично, если только мы говорим об украинских националистах, а не украинских русофобах «свободовского» толка (речь о партии «Свобода». — Ред.). Но если у людей самая важная часть идеологии — «не “на”, а “в”», они в эволюционном тупике и сами себя уже достаточно наказали.

— Это вы что имеете в виду?

— Многие украинцы для себя провели водораздел: если человек говорит «на Украине», а не «в Украине», то он — говно и слушать его нельзя, потому что он москаль и не скачет. Я считаю это просто тестом на адекватность и принципиально предпочитаю говорить «на Украине». Позволяет сразу установить пускай невысокую, но пороговую планку — со старта определять, кто может думать, а кто может только «пышатыся» — гордиться тем, что не москаль. Как у нас на «ПиМе» говорят — if it was good enough for Taras Shevchenko, it is good enough for us («подходило Тарасу Шевченко — подходит и нам». — Ред.).

© petrimazepa.com


— Кого вы считаете своими главными оппонентами в России и на Украине?

— Главные оппоненты на Украине — русофобы, большей частью удачно локализованные в партии «Свобода». А также «совки», не воспринимающие текущий момент в принципе и не стремящиеся ни к какому диалогу, предпочитающие мечтать о Сталине и Советском Союзе. В России — те же самые совки плюс, наоборот, украинофобы, бомбящие лучами ненависти прямо по площадям.

— А ваше кредо — насколько оно уникально для Украины?

— Абсолютное ноу-хау.

— Какие еще украинские медиа ориентируются на русскую аудиторию? Что вообще читают и смотрят украинские русские?

— То же самое, что и украинские украинцы, только у них чуть меньше веры в «Украинскую правду» и чуть больше веры в «Корреспондент», по моим личным ощущениям, что не делает ни «УП», ни «Корреспондент» честными, непредвзятыми ресурсами. Вероятно, на русскую аудиторию ориентируется курченковские «Вести» и «Вести-Репортер». Стремясь к разрушительному результату, разумеется.

— Какие украинские медиа вы считаете конкурентами?

— «Хвыля» в разрезе аналитики, гаданий и предсказаний выдает годный контент, с удовольствием читаю, отличные конкуренты, наверное. В остальном — мы тут одни. И по формату подачи, и по занимаемой позиции.

— А какие СМИ, по-вашему, адекватнее всего отражают украинско-российскую ситуацию? Что бы вы советовали читать?

— Никого не читайте. «Стратфор» (частный американский аналитический центр, публикует экономические и геополитические прогнозы. — Ред.) разве что. Все остальные от украинско-российской ситуации чего-то хотят. А значит, будут освещать только ту ее часть, которая им важнее.

— Так «Петр и Мазепа» тоже чего-то хочет. Вас тоже не читать?

— И нас не читайте, конечно. Мы же не СМИ, мы не ставим перед собой задачи адекватно оценить реальность. У нас есть позиция, и мы c большей радостью освещаем факты, которые ее подтверждают, и с меньшей — неудобные для нашей позиции факты. Мы люди. Мы публикуем точку зрения. Кто говорит, что делает иначе, — или врет, или не человек.

Комментарии

Новое в разделе «Медиа»SpacerСамое читаемое

Сегодня на сайте

Кристиан Янковский: «Банкиры — такие же сложноустроенные люди, как и художники»Разногласия
Кристиан Янковский: «Банкиры — такие же сложноустроенные люди, как и художники» 

Александра Новоженова попыталась узнать у куратора «Манифесты-11» («Что люди делают за деньги»), зачем он устроил выставку о профессиях в одном из самых дорогих городов Европы

29 июня 20168140
ХозяинОбщество
Хозяин 

Ольга Бешлей однажды встретила одного тихого, очень тихого, русского человека. Который чуть не довел ее до нехорошего

28 июня 2016579630