28 марта 2016Медиа
82210

Новые звезды СММ «Столовая № 100» и «Кубаньжелдормаш»

Андрей Мирошниченко наблюдает беллетристический бунт корпоративных текстов

текст: Андрей Мирошниченко
Detailed_picture© Кубаньжелдормаш

Как это обычно говорят про фотографии обнаженного Вячеслава Малежика, фейсбучные тексты официальных аккаунтов «Кубаньжелдормаша» и астраханской «Столовой № 100» «взорвали сеть!». Удивителен не столько факт их попадания в фокус — чего только не выносит интернет в ленту. Удивителен массовый интерес и местами даже восторг, который они вызвали. Одна из распространенных подписей под перепостами: «СММ уровень Бог».

Обычно корпоративные тексты отличает большевистская серьезность. Некоторые руководители с пиарщиками и хотели бы непринужденного разговора, но потом, при согласованиях, побеждает опасение выглядеть легковесно, не по статусу. В результате из текста высекают бронзовый памятник. А чаще всего, конечно, чугунный.

Вместе с тем социальные сети сильно поменяли язык публичного общения. Лучшим — ну, или худшим — олицетворением стилистического освобождения стал сленг падонкоф, своего рода подростковый бунт против традиции. Стандарты проще всего разрушать снизу, поэтому стилистический бунт фиглярства и «низа» логично был воспринят как «новое». И в этом качестве проник кое-где даже в такую консервативную сферу, как корпоративные коммуникации. Низкого слога не чурались некоторые компании, медиа, даже банки.

В эстетическом пространстве, где Шнур чуть ли не классика, «Сектор Газа» не может быть ни бунтом, ни авангардом; только эпигоном.

Но провокация все же не может быть стилем. Она всегда — лишь разрыв в ткани чего-то другого, более фундаментального. «Низ» и «верх» всегда сосуществуют, хотя и могут изрядно сдвигаться. Кроме того, «низ» не требует ни таланта, ни усилий, он прост в употреблении, поэтому быстро распространяется, отчего перестает быть бунтом и устаревает. Язык падонкоф — уже интернет-архаика. Лишь редкие его образцы обогатили палитру авторских приемов. А его этическая основа вызывает, скорее, неприятие. Ведь чем больше окрестностей захватывает подворотня, тем меньше она подходит для авангардистского манифеста.

В эстетическом пространстве, где Шнур чуть ли не классика, «Сектор Газа» не может быть ни бунтом, ни авангардом; только эпигоном. 50 оттенков Шнура неразличимы. Мат не бунт, не мат бунт. В среде победившего «низа» бунтом будут как раз редкие претензии «верха». В общем, открывается ниша для практического успеха ФиLOLогических Дев и прочих подобных явлений.

Возможно, это слишком мудреные выводы для колонки о «Кубаньжелдормаше» и «Столовой № 100» и желаемое выдается за действительное. Но в обоих случаях публику привлекла, видимо, способность к развернутому высказыванию с явной эстетической претензией — и что все это произросло из такого неожиданного сора, как корпоративный сайт.

Из арсенала средств, выработанных интернетом, авторы взяли не освобожденное фиглярство, а дневниковую интонацию. Автор «Кубаньжелдормаша» интересно смешивает это дневниковое повествование с индустриальной прозой: легкий слог хорошо играет с громоздким названием и таким же громоздким бизнесом компании. Тексты «Столовой № 100» и подавно выдают филологическую эрудицию автора. Оба образца выбиваются как из чугунной традиции корпоративного стиля, так и из заниженной субкультуры сетевого общения.

«Столовая №100» 11 лет назад

Рецепт привлекательности кубанского и астраханского корпоративного творчества: любительщина, но без «низа», разумно умеряемая литературная претензия, дневниковая задушевность с явными и самоироничными сигналами ее симуляции. И — авторская харизма, потребная, чтобы все это дело собрать.

Вряд ли можно построить на этом рецепте технологию. Авторство не отчуждается. Бренды сейчас бросятся воспроизводить стиль и искать похожих авторов. В этом, в общем-то, ничего нового нет: хороший автор со связным слогом и оригинальным взглядом всегда был в цене. Использование дневника в корпоративных коммуникациях тоже не в новость. Интересно не столько порождение этих текстов, сколько их восприятие. Невидимая рука вирусного редактора почему-то показала толпе образцы не профессионального сквернословия, а любительской беллетристики.

Страница «Кубаньжелдормаша» на Фейсбуке:

«…Алюминиевое литье на или под заказ. Как много в этих звуках!

Я вот все время рассказываю про здание для нового участка цветного литья, которое мы два года строим, про то, какую мы туда купили машину, про каменщиков и кровлю, про фермы и колонны с подстаканниками, но это ведь интересно единицам, подавляющее большинство ждет витиеватого слога и чтобы обязательно смешно. И мало кто хочет понять всю высоту души русского машиностроителя, всем подавай даже самое трагичное под веселой сервировкой. Стыдно, стыдно должно вам быть, товарищи, если вас не интересуют качественные алюминиевые отливки! И вот сейчас я вам покажу всю мощь нашего будущего участка цветного литья, где мы будем уже совсем скоро лить корпусные детали из алюминия, бронзы, латуни! На фото алюминиевый бачок для нашей гидравлики, для которого уже готов кокиль (женщины, это не то, что вы подумали), готов даже стержневой ящик! Кто понимает, тот по фото поймет, что “Кубаньжелдормаш” — это сила, блеск и цвет российской промышленности!

Ну вот, теперь я могу с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности пойти в небезызвестное кафе “У Ашота”, прислали с утра на почту сообщение (ну вы знаете все эти маркетинговые программы лояльности) о том, что дядя Ашак прилетел из Франции и привез в двух чемоданах свежие устрицы и сыр Brie**. Так что сегодня все видные деятели армавирской общественности будут наслаждаться санкционкой, вот».

Сайт астраханской «Столовой № 100»:

«Сегодня празднуется день поэзии, праздник складный и аккуратный. Поэзия, как говорится в решении ЮНЕСКО, хорошая. И все с этим согласны. Гитлер был не согласен, но мы знаем, чем это кончилось. В древности на Руси в этот день было принято пить лафит и поздравлять поэтов. Особенно Пушкина. Только ленивый не присылал ему дурацких стихов типа “С днем поэта поздравляем, счастья-радости желаем”. Но Пушкин был стреляный воробей и, конечно, никогда этих писем не читал. Только от Николая Палыча читал, но тут деваться было некуда: во-первых, Пушкин был махровый монархист, а во-вторых, Николай Палыч его все время обманывал. Бывало, что придет письмо, а на конверте пометка: “Шок! Керн показала все!” И ясно же, что день поэзии, что письмо от царя, что не будет там никакой Керн, а будет какой-нибудь самодельный стих и цветочек нарисованный. Но Пушкин все равно лезет вскрывать и только шепчет тихонько: “Господи, только бы не про Пегаса, только бы не…”. А там, конечно же, “Махокрылый конь Пегас позравлят сёдня вас” и три колокольчика в углу. Пушкин негодовал. Но, с другой стороны, тайного советника Тютчева никто с днем поэзии не поздравлял (боялись), но он тоже негодовал. Хотя, черт возьми, это и не значит, что поэты в России только и делают, что негодуют. Наш директор, например, еще и ищет рифмы к словам “капустка” и “пароконвектоматушка”. Ну и негодует тоже, не без этого. Поэтому сегодняшняя акция будет тоже складная и с лирическими подтекстами: суп рассольник 14 рублей, бифштекс с яйцом 47 рублей и рис с овощами 27 рублей за порцию. Адрес: г. Астрахань, ул. Брестская, 9а, в интернете: столовая100.рф, +79170833300. Координаты GPS: N 46°19.48' E 48°1.7».

Комментарии

Новое в разделе «Медиа»SpacerСамое читаемое

Сегодня на сайте

Где ты, 36 мая?Общество
Где ты, 36 мая? 

Михаил Угаров о том, что мы нон-стоп раздражены, поскольку в России просто застопорилось время

25 мая 201645570