pic-7
3 сентября 2012 Кино Комментарии ()

Венецианские СМС: «Мастер» Пола Томаса Андерсона и «К чуду» Терренса Малика

Венецианские СМС: «Мастер» Пола Томаса Андерсона и «К чуду» Терренса Малика

COLTA.RU продолжает публикацию мобильных заметок с фестивальных показов. На этот раз СТЕПАНОВ, НЕЛЕПО и РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, не моргая, смотрят драму отношений между алкоголиком и оккультистом, а потом рыдают на новом Малике (правда, не все)

© Colta.ru

«Мастер»

Как и прошлый фильм Пола Томаса Андерсона («Нефть»), «Мастер» — история неординарных людей. Протагонист картины — увлеченный бытовой химией и алкоголем нервный моряк-дембель (Хоакин Феникс) — прозябает на гражданке после Второй мировой. Случайно наш герой встречает какого-то писателя-философа вроде Рона Хаббарда, автора книги о реинкарнации (Филип Сеймур Хоффман, загримированный буквально под Хаббарда, но с усами). Между мужчинами развиваются отношения. Как будто бы учителя и ученика.

15 мин. до начала фильма. Василий Степанов: На входе давка. Все, видимо, уверены. Но пускают не всех.

00:01. Борис Нелепо: Если честно, единственная причина моего прихода — 70-миллиметровая пленка, на которую снят фильм. На весь фестиваль только две картины с пленки, остальное цифра. Впрочем, и здесь обман — прессе, похоже, покажут 35 мм.

00:01. Ксения Рождественская: На экране Хоакин Феникс скачет букашкой по пляжу и делает гениальный коктейль — заливает какую-то бурду в только что срезанный с пальмы кокос.

00:04. Рождественская: Моряки, синее небо. Почти Норман Рокуэлл.

00:05. Степанов: Военно-морские будни 1945 года с оглядкой на Малика и Спилберга, но, в отличие от своих сентиментальных коллег, Андерсон отважно вгрызается в повседневность: герой Феникса сливает из бомбы технический спирт, трахает бабу из песка, дрочит. Прямо как мы.

00:10. Рождественская: Герой Феникса в принципе специалист по бурде. Какой компонент Ханаанского бальзама мы ценим больше всего? Ну конечно, денатурат!

00:10. Степанов: Нет, война мне прямо нравится. Тест Роршаха у военного психиатра: «Что вы видите? — Пизду». Дембель не за горами.

00:20. Рождественская: Непонятно, как ПТА умудряется показать всю Америку — весь дух Америки, когда на экране просто человек, быстро бегущий по бескрайнему полю

Кадр из фильма «Мастер»

00:25. Нелепо: Пока единственное, что мне нравится, — повторяющийся кадр с водой. Правда, после Годара (фильм «Социализм») ни у кого не получается снимать воду так же красиво.

00:30. Рождественская: Тоже очень по-американски: «Мы дрались с этим днем и победили».

00:30. Степанов: Хоффман тестирует Феникса, проверяя цвет его ауры. Пригодился ли Андерсону опыт работы с Томом Крузом?

00:33. Рождественская: Филип Сеймур Хоффман требует, чтобы Феникс не моргал, отвечая на вопросы. Моргнет — все начнется сначала.

00:35. Нелепо: Хоакин Феникс пукнул и рассмеялся, Филип Сеймур Хоффман с важным видом пояснил, что все мы — немного животные. Да, начался типичный Пол Томас Андерсон.

00:35. Степанов: Как же измучила эта музыка за кадром, прямо не затыкается. Такое ощущение, что Андерсон не знает другого способа сменить эмоциональный рисунок. Просто ставит другую пластинку.

00:37. Степанов: Ого! Мы узнали, как зовут главного героя. Его зовут Фредди. И коктейли Фредди мешает как Веничка.

00:44. Рождественская: Хоффман разрешил закрыть глаза, зал выдохнул. Похоже, не моргали все.

00:45. Рождественская: Фильм требует полной вовлеченности, так что с короткими текстовыми сообщениями временно завязываю, если не случится чего-то непредвиденного.

00:46. Рождественская: К тому же тут многие все еще не моргают.

01:09. Степанов: От продвинутой выпивки у Фредди интересные галлюцинации. Жаль, процесс приготовления не показывают подробно: запомнился только растворитель, пропущенный через буханку.

01:10. Нелепо: Весь сеанс думаю о феномене этого автора. Все соскучились по, собственно, формальному мастерству? Мне тоже не хватает в современном кино той виртуозности, с которой сорок лет назад снимали свои картины великие американские режиссеры. Но даже в самом проходном фильме Премингера или Форда, даже в тех, которые сняты левой ногой, в тысячу раз больше жизни в кадре. А здесь только полая «сделанность».

01:14. Степанов: Приехали полицейские, чтобы все-таки спросить, как зовут героя Хоффмана. Ланкастер Додд. А то мало ли, кто что подумает.

01:23. Степанов: Нет, Андерсон как-то излишне нагляден: хочет показать, что Фредди ведет себя как ребенок, и ставит с ним в кадр девочку на трехколесном велосипеде. Ланкастер Додд воспитательно хлопает Фредди по заднице.

Кадр из фильма «Мастер»

01:28. Степанов: Фредди все время пьет, Мастер-Ланкастер ест.

01:34. Степанов: Такое впечатление, что снимать было не о чем, но режиссер в полной мере осознал это только на монтаже. Феникс бьется головой, Хоффман мурлыкает. Сосед надел свитер, потом снова его снял.

01:36. Степанов: Внезапно в пустыне откапывают вторую книгу Мастера. Так в Америке принято — пророки свои книги откапывают в пустынях.

01:50. Степанов: Цивилизация гибнет на наших глазах, друзья, — режиссеру приходится пояснять шутку про Дорис Дэй.

02:05. Степанов: И все-таки Феникс неприлично крутой. Можно, в принципе, было его просто на крупном плане держать полтора часа. С тем же примерно эффектом.

02:06. Степанов: Хоффман поет своему ученику «Slow Boat to China». То есть это все-таки было про любовь.

02:07. Рождественская: Пусть это и не лучший фильм ПТА, но мало кто умеет так ясно предъявить зрителю возможность чуда — и, в данном случае, не дать ею воспользоваться. Глаза можно закрыть.

02:08. Степанов: Что-то тормозят с аплодисментами. Мастер не в форме.

02:13. Нелепо: Очень скромные аплодисменты. Есть подозрение, что если бы я эти два с лишним часа смотрел в стену — и то было бы больше пользы. Громоздкая мертвечина.


«К чуду»

«К чуду» — довольно запутанная история отношений мужчины и женщины, слегка отягощенная взаимоотношениями человека с Богом. Красивая парижская разведенка с дочкой на руках (Ольга Куриленко) знакомится с мрачным американцем (Бен Аффлек). Они много вместе путешествуют, посещая различные достопримечательности, из которых более всего запоминается комплекс «Чудо», и, судя по всему, испытывают серьезные чувства. Он увозит ее в Штаты, потом они расстаются, потом снова сходятся, чтобы жениться и разойтись уже навсегда.

Кадр из фильма «К чуду»

00:01. Рождественская: Влюбленные едут в поезде. Снято, конечно, потрясающе — хипстерские цвета, мобильное качество, нежные улыбки.

00:01. Степанов: Как будто кто-то из героев на мобильник снимает. Малик сдает с потрохами свой инстаграмовский метод: красиво будет, даже если оператор Любецки возьмется фиксировать события айфоном.

00:02. Рождественская: Постоянный закадровый текст. Французский более или менее оправдывает ту пургу про любовь, которую гонит героиня: французы вообще любят поговорить о любви.

00:06. Рождественская: Произнесено название фильма: «Мы поднимаемся по лестнице к чуду». На экране все та же пара, все так же счастлива. Едет на гору Сен-Мишель.

00:06. Степанов: Судя по количеству достопримечательностей в кадре — Малик явно ознакомился с последними фильмами Вуди Аллена.

00:08. Рождественская: Уже очень хочется отключить закадровую музыку — и тогда будет нормальная история любви. Но не будет Малика.

00:10. Рождественская: И закадровый текст отключить.

00:10. Степанов: Малик снимает прилив в Мон-Сен-Мишель, а Аффлек снимает носки.

00:14. Степанов: Какая-то сложная работа у Аффлека по тому, что можно назвать сценарием, — природоохранная. Я бы тоже, если бы попал в кадр, принялся охранять такую красоту. Боже, как же Малик любит газоны!

00:18. Рождественская: На словах: «Что за любовь нас любит? Она приходит ниоткуда. С неба» — зрители начинают смущенно покашливать. Малик снова делает это!

00:23. Степанов: На экране появляется Бардем в обмундировании священника. В зале смех. Бардем и Куриленко в одном фильме. Сейчас должен подойти Бонд.

00:25. Рождественская: Лучший момент фильма: Бардем в роли священника говорит о любви. Зал в восторге, мои соседи требуют, чтобы ему дали баллон со сжатым газом.

00:28. Рождественская: По сути, закадровый текст — это дневник восьмиклассницы.

00:36. Рождественская: Отлично придумано с языками — все говорят на разных, есть даже глухонемая, но все так или иначе говорят о любви.

00:39. Рождественская: Форма «Древа жизни» была для меня абсолютно оправдана тем, что там в основном воспоминания, а они и должны течь и сиять. Тут не воспоминания, так зачем делать еще одно «ДЖ»?

00:55. Нелепо: Вспомнил, что должен фиксировать впечатления, но не могу оторваться от экрана. Кто не понял «Древо жизни», еще больше возненавидит «К чуду». Но оба фильма менее великими от этого не станут. Диалогов в фильме практически нет, зато все танцуют, и на душе становится как-то совсем хорошо.

01:02. Степанов: Куриленко говорит по-русски: «Петушок!» Последние несколько минут меня охватывает ужас. Вообще Малик так красиво въезжает камерой в комнаты, что мог бы снимать хорроры. Стоит подумать, к каким еще неосвоенным жанрам можно приложить маликовский изобразительный метод.

01:10. Рождественская: В игру вступает гигантская черепаха. «Что есть правда?» — спрашивает закадровый голос, видимо, от лица черепахи. Мой сосед нервничает.

01:15. Степанов: Американцы в кадре помолились и стали раскладывать пюре с горошком. Я непроизвольно заплакал. И не могу остановиться.

01:20. Степанов: Нет, это все-таки великий кастинг! Наконец-то Аффлек в роли совершенного истукана. Он так молчит под Рахманинова...

01:27. Рождественская: На экране много воды. Героиня за кадром говорит, что в ней две женщины, одну тянет к Богу, другую к земле. Коэльо, Коэльо, выйди на крыэльо.

01:37. Степанов: «Иногда ты ешь медведя, а иногда наоборот», — говорит Аффлеку специалист по разводам. Куриленко продолжает бродить по холстам Уайета. Звучит классическая музыка. Итальянцы жмурятся от красоты. Я продолжаю плакать.

01:45. Рождественская: «Мы созданы для того, чтобы видеть Христа», — говорит закадровый голос. Люди за мной не выдерживают и убегают — за семь минут до конца. Я им завидую.

01:54. Рождественская: Конец фильма. В зале кричат «Бу!» И правда.

01:55. Степанов: Пойду высморкаюсь в тех, кто кричал «Бу-у!!!»

Кадр из фильма «Мастер» Кадр из фильма «Мастер» Кадр из фильма «Мастер» Кадр из фильма «Мастер» Кадр из фильма «Мастер» Кадр из фильма «Мастер» Кадр из фильма «К чуду»

новости

ещё