pic-7
Инна Кушнарева

Московский кинофестиваль: программа Z

Московский кинофестиваль: программа Z

Что смотреть на ММКФ кроме Муратовой, Фридкина и клюквы про Распутина? Программа вторая: ИННА КУШНАРЕВА о ретроспективе Коста-Гавраса


Когда фильм Коста-Гавраса «Дзета» (Z) вышел на экраны в 1969 году, у него был сумасшедший кассовый успех, самый большой в том году во Франции. Считается, что в этом фильме конвенции популярного жанра policier были впервые приспособлены к политике и во французском кино возник политический триллер. Левая критика тут же невзлюбила фильм за мастерски выстроенный сюжет, который якобы отвлекал массы от политической борьбы. Появилось пренебрежительное выражение «серия Z» по аналогии с «серией B». Другими представителями жанра серии Z были Ив Буассе и Андре Кайятт, позднее эту линию подхватил Франческо Рози.

© ММКФ

Кадр из фильма «Дзета»

Проблема была в том, что Коста-Гавраса интересовала международная политика, а к событиям 1968 года во Франции он в основном остался равнодушным. Снятая в конце 60-х и начале 70-х трилогия «Дзета» — «Признание» — «Осадное положение» основана на фактах. В «Дзете» это убийство греческого общественного деятеля Григориса Ламбракиса в 1963 году. В «Признании» — суд над чешским коммунистом Артуром Лондоном в Праге в 1952-м. В «Осадном положении» — похищение сотрудника ЦРУ революционными силами в Уругвае. Однако уже тогда французы, мало что знавшие о документальной основе фильмов, смотрели их просто как образцовые триллеры. Сейчас эта условность чувствуется еще больше, и Греция в «Дзете» выглядит как переряженная Франция. Кроме того, для Коста-Гавраса характерен глубокий политический пессимизм, воспринимавшийся в свое время как пораженчество. И в «Дзете», и в «Признании» в финале, когда кажется, что конфликт вот-вот разрешится благоприятным образом, за кадром происходит какое-то историческое событие, которое окончательно хоронит все надежды. «Дзета», по сути дела, стала первым фильмом, передавшим настроения после мая 68-го.

© ММКФ

Кадр из фильма «Дзета»

Политический триллер — жанр, действительно, спекулятивный и не брезгующий ничем для привлечения внимания. В главных ролях в нем обязательно должны быть звезды, из присутствия которых извлекается максимальная выгода. Во всех фильмах трилогии снимался Ив Монтан (именно как звезду коммерческих политических триллеров его критическим образом использует Годар во «Все в порядке» / Tout va bien), а в «Дзете» еще и Трентиньян, на подхвате также были Ирен Папас и Симона Синьоре. Сейчас присутствие Монтана и его одинаково ровный, сдержанный стиль игры вне зависимости от того, кого он играет, создают странный эффект единства. Прославленный греческий пацифист, не коммунист, а скорее умеренный социал-демократ («Дзета»). Старый партиец и интернационалист, ставший обвиняемым на показательном процессе в Чехословакии («Признание»). Сотрудник ЦРУ, консультирующий силовиков в неназванной латиноамериканской стране и казненный левацкой группировкой («Осадное положение»). Все это как будто одно произведение, своеобразный «Облачный атлас» — три жизни-воплощения и одна смерть одного и того же человека.

© ММКФ

Кадр из фильма «Ханна К.»

Кроме трилогии на ретроспективе ММКФ покажут редкий фильм «Ханна К.» (1983) и последнюю работу Коста-Гавраса «Капитал» (2012). В центре «Ханны К.» — отношения израильтян и арабов, изгнанных со своих земель, но тема раскрывается не в лоб, а как бы обиняками. Главная героиня, незадачливый адвокат Ханна, больше озабочена тем, чтобы разобраться в путанице своей личной жизни — бывший муж в Париже, любовник в Иерусалиме, нежелательная беременность. Она витает в облаках, «плавает» на суде, как нерадивая студентка на экзамене, но постепенно втягивается в случайно доставшееся дело палестинца, которого судят за нелегальный въезд в страну, откуда выкинули его семью.

© ММКФ

Кадр из фильма «Капитал»

Последний фильм ретроспективы «Капитал» относится к довольно редкому жанру фильмов о финансовых кругах. Марк Турней (Гад Эльмалех, слегка напоминающий Саркози), занимавшийся тем, что писал книги за директора крупного европейского банка, вдруг из-за болезни патрона оказывается зиц-председателем этого самого банка. В этой роли он умудряется переиграть всех врагов и даже справиться с рейдерским захватом. Как ни удивительно, 80-летнему Коста-Гаврасу удалось нарисовать четкую и понятную картину функционирования банковской системы, стоящей на грани кризиса. Из фильма, например, можно извлечь ясное представление о том, что же такое инсайдерский трейдинг. В итоге оказалось, что крепко сделанные «фильмы категории Z» могут куда больше рассказать о современности, чем абстрактные эссе вроде «Социализма» Годара.


Также по теме:
Владимир Захаров. Московский кинофестиваль: 9 ½ корейцев
Борис Нелепо, Денис Рузаев, Антон Обрезчиков. Московский кинофестиваль: Португалия, Бордо и зондеркоманды

новости

ещё