pic-7
Денис Бояринов
3 сентября 2012 Медиа Комментарии ()

Андрей Лошак: «Репутационные риски у меня серьезные»

Андрей Лошак: «Репутационные риски у меня серьезные»

В интервью COLTA.RU автор сериала «Россия. Полное затмение» подвел итоги зрительской и журналистской реакциям

На прошлой неделе на канале НТВ прошел мокументальный сериал «Россия. Полное затмение», придуманный автором и другом COLTA.RU Андреем Лошаком. В нем журналист с бородой и в майке олимпийской сборной, внешне схожий с Лошаком, расследовал детали вражеского заговора против России, приведшего страну к упадку, — этот план Даллеса включал в себя распространение вируса фашизма, стволовые клетки, контролирующие российскую элиту, пропаганду гомосексуализма через рублевских жен и, главное, зомбирующий телесигнал. Абсурдным сюжетам про ковры-убийцы и олигарха — Синюю Бороду поверили многие: канал НТВ получил высокие рейтинги, а журналист Лошак — недоуменные и даже оскорбительные реплики в спину. Зачем уважаемый журналист, один из признанных мастеров профессионального телерепортажа, решил растратить свой кредит доверия и при чем тут Березовский — выяснял ДЕНИС БОЯРИНОВ.

© Colta.ru

— Сколько ты дал интервью сегодня?

— «Афиша», New Times, «Большой город», канал «Дождь»... Немало.

— Журналисты тебя не пытаются троллить, задавая провокационные вопросы?

— Нет. Пока искренне пытаются разобраться, что это было.

— Даже коллеги по цеху удивлены? А в чем главная причина недоумения?

— Я пока не понял. Судя по всему, аудитория разделилась на три части. Есть люди, которые врубились и им нравится, — они прикололись. Есть люди, которые врубились, но не прикололись, — им непонятно, зачем это надо было снимать. А есть люди, которые не врубились и переживают по поводу увиденного, — вот за них я больше всего тревожусь. Мне-то хотелось, чтобы к пятой серии фильма, где концентрация бреда достигает максимума, зритель очнулся и в конце обнаружил, в чем мораль этой истории. Но это произошло далеко не с каждым. Мы предполагали, что так может случиться. Изначально задумывалось, что после пятой серии мы устроим большое обсуждение «Затмения» в программе «НТВшники», и это была важная составляющая проекта, который, безусловно, для массовой аудитории требует комментариев.

— Почему обсуждение в «НТВшниках» отменилось?

— Потому что зимой поменялось руководство в Дирекции прайм-тайм-вещания НТВ, которое продюсировало этот проект. Ушли Картозия, Евдокимов — а они были локомотивами в этой истории. Проект подвис в высоких кабинетах НТВ, куда я не имею доступа. Последние три месяца я сам не знал, что с ним происходит. О том, что он все-таки выходит в эфир, я узнал, что называется, из газет — мне позвонили из «Коммерсанта».

— Фильм задумывался два года назад — до протестных акций оппозиции и Pussy Riot. Об этом можно догадаться по завязке про шпионский скандал и Анне Чапман, появляющейся в первой серии. Ты тогда еще был сотрудником НТВ?

— Кстати, это не Анна Чапман, а просто очень похожая на нее девушка, которую я случайно встретил в банке. Чапман, разумеется, нас послала. Фильм задумывался после того, как я уже год не работал на канале. Можно сказать, что это взгляд со стороны на то, что происходит с телевидением. «Полное затмение» — это была моя идея, которую я принес на НТВ, и веселые ребята из Дирекции прайм-тайм-вещания меня поддержали. Конечно, если бы их не было — ничего бы не было. Вряд ли бы я смог тогда убедить Кулистикова, что это стоящая шутка. А сейчас Кулистиков и вовсе доволен — даже звонил мне сказать, что все круто.

— Вернемся к первоначальному замыслу: мне говорили, что вначале предполагалось нечто совсем подрывное — якобы вы хотели бить фильм на маленькие мокьюментари-сюжеты и вплетать их в новостные программы НТВ.

— Было не совсем так. Но у нас были задуманы концепция промоушена фильма и какие-то такие фишки, в которых канал нам должен был подыграть. В какой-то момент мне дали понять, что канал на это не пойдет.

Конечно, фильм показали не так, как мы хотели. Мы хотели дать его раньше и разбивать по серии на день, чтобы дозировка бреда не была такой зашкаливающей. Но показали — и за это спасибо. Мне тут с греческого острова не видно, но говорят, что были забойные анонсы в конце новостей, когда Леша Пивоваров сидел с абсолютно непроницаемым лицом и говорил, что вы сейчас узнаете всю страшную правду про телевидение. Может быть, руководство канала, увидев рейтинг первых серий, включилось в игру по-настоящему — это на самом деле здорово.

На Константина Львовича я не замахивался. Зато там есть Познер.

Из того, что удалось сделать для раскрутки фильма с нашим скромным бюджетом, — мы создали несколько фейковых сайтов, поддерживающих проект: сайт олигарха — «Синей Бороды» Сотникова, сайт общества борьбы с зомбификацией «Чистый сигнал». Мы давно повесили в YouTube ролики с обрядом развенчания на Рублевке и Вассерманом, который не отражается в зеркале, — пытались запустить мемы. Ну так... для себя. Развлекались.

— Ты говоришь, что бюджет был скромный. Можешь его сравнить с обычным энтэвэшным?

— Бюджет у проекта был нормальный для того, чтобы взять режиссера Бардина и снять фильм с не очень дорогими актерами. Но нам дорогие актеры и не были нужны, потому что они узнаваемые. Нам не хватило бюджета для промоушена фильма — здесь надо было уже подключать полные мощности.

— Что из-за скромности бюджета не получилось сделать для проекта, а жаль?

— Все уже и не вспомню. Например, историю про ковры хотели снимать на Урале, с настоящими уральскими людьми, с их неповторимым говором. Фактура была бы ярче. Но у нас были московские актеры, и снимали мы в Подмосковье, хоть и сделали одну вылазку на Урал. Вообще у нас все снято в Подмосковье, включая заграницу. Вместо Ирана у нас была Бухара, но в принципе таджики, живущие в Бухаре, говорят на фарси — считай, что персы. Короче, крутились как могли.

Конечно, можно было бы фотошоп сделать и получше (смеется), но в какой-то момент я решил, что этот фильм — как раз тот случай, когда чем хуже, тем лучше. Это же фейк, подделка. Так что черт с ним, что актеры плохо играют и у Сотникова отклеивается борода.

— Да, это добавляет обаяния самодельного продукта. И тем страннее выглядят люди, которые на полном серьезе обсуждают в интернете, что вы чемодан с разведданными неглубоко закопали — мол, так не закапывают.

(Смеется.) Люди меня удивляют. Странно, что купилась и вполне продвинутая аудитория. Например, после эфира мне звонила Ксения Собчак и просила меня произнести по телефону, включенному на громкую связь, что она никогда не была любовницей олигарха Сотникова, — потому что Сергей Капков, который был с ней рядом, не верил ей и требовал объяснений.

— Почему она и некоторые другие реальные персонажи согласились подыграть? Ты же и их подтроллил, в некотором смысле.

— Ксения Анатольевна такой тролль, до которого мне расти и расти. Как выяснилось, многим людям просто интересно играть роли, изображать кого-то. В нас больше детского, чем кажется.

— Мне приятнее всего было видеть в абсурдном контексте фильма реальных персонажей, сеющих вокруг себя абсурд, — вроде Никиты Михалкова или Андрея Караулова. Как вы с ними договаривались — вряд ли шли с открытым забралом?

— Мы им не то чтобы врали, а просто не рассказывали всей правды. Говорили, что вот такой проект «Россия. Полное затмение» — про то, как все ужасно в России, про то, до чего мы дожили, про вражеский заговор, про план Даллеса... Ну а что, разве не так?

— А Андрею Малахову ты всю правду сказал?

— Появление Малахова — это чистой воды дружеское волеизъявление, за что я ему страшно благодарен. Ну, конечно, он сначала получил на это санкцию у руководства — и когда Константин Львович благословил, он остался после съемок очередной «Пусть говорят» на 30 минут, чтобы снять сцену появления борца с коврами из Нытьвы на ток-шоу. Некоторые реальные люди в этом фильме соглашались на съемки, потому что у меня были с ними приятельские отношения. У меня до этого фильма был кредит доверия, который я сейчас, кажется, израсходовал по максимуму (смеется). Репутационные риски у меня после проекта, конечно, серьезные, но я пока не жалею. Как еще в зажиревшее ухо втиснуть тихое слово? На серьезных щах это не получилось бы.

Лозунг «Больше ада!», увы, актуален на современном телевидении.

— Константина Львовича не пытались завлечь в кадр? Он был бы уместен.

— На Константина Львовича я не замахивался (смеется). Зато там есть Познер.

— Были персонажи, которые почувствовали подвох и отказались?

— Были. Например, я хотел, чтобы экспертом по гей-мафии в шоу-бизнесе стал музыкальный критик Сергей Соседов. Он сказал, что он серьезный журналист и в глупостях не участвует. Группа «ЧАЙФ» отказалась изображать родственников жителей Нытьвы, в которой началась массовая эпидемия избавления от ковров. Но эту роль блестяще исполнил Глеб Самойлов, которого долго уговаривать не пришлось.

— Как ты объясняешь высокие рейтинги фильма?

— Я принимаю все упреки по поводу качества исполнения — и по драматургии и по режиссуре можно было бы сделать все гораздо круче, но тем не менее это же все весело. В фильме рассказывается о сенсациях, участвуют звезды плюс детективно-шпионская интрига — это простые и работающие механизмы привлечения зрительского внимания. Это проверенный формат, который дает высокие рейтинги. Мы работали по лекалам непревзойденных мастеров мокьюментари из Дирекции общественно-правового вещания канала НТВ и с других каналов — не будем их называть (сколько можно). Только в отличие от них я колюсь в конце фильма, а настоящие мастера никогда не признают, что их фильмы, вроде «Анатомии протеста», — это подделка, в которой каждая склейка срежиссирована. И собирают рейтинги!

— Рейтинг не дает представления об эмоциональной реакции зрителей на твой фильм. А это интереснее всего. Мне понравился один из комментариев в интернете: «Так шутить с народом — это все равно что шутить с таможенниками, говоря, что везешь оружие и наркотики».

— Черт его знает, вот эти мастера мокьюментарного жанра уже так засрали народу мозги, что — есть подозрение — фильтры уже засорены. Поток желтого трэша нескончаем, и люди все еще его поглощают. Я не сделал ничего такого, что могло бы забить их фильтры еще сильнее: напротив, человек, который досмотрел «Затмение» до конца, должен был понять, что с его фильтрами что-то не так — надо по-другому воспринимать информацию из телевизора. Относиться к ней более аналитически. Это идеалистический посыл, но он заложен в фильм.

— А что сказал Леонид Геннадьевич (Парфенов. — Ред.)?

— Леонид Геннадьевич мне вчера позвонил — он прилетел с Камчатки, где страшно просветлился на сопках, и ему кто-то показал серию про олигарха с Рублевки. И, кстати, даже он повелся — на полном серьезе меня спрашивал, существует ли Сотников и т.д. Но он сказал, что ему понравилось — он смеялся. Никакого порицания я от него не услышал. Для меня это очень важно. Есть несколько людей, мнение которых для меня очень важно, — и им всем понравилось. Это приятно.

— От Кулистикова поступило какое-то предложение вслед за поздравлениями?

— Последовало совершенно нормальное предложение директора коммерческого канала. Если это работает — значит, это надо капитализовать. Сделать какое-то продолжение проекта. Может быть, в другом формате — они сейчас об этом думают.

— Сделать ежедневное ток-шоу?

— Например. Лозунг «Больше ада!», увы, актуален на современном телевидении. Но для меня это был все-таки разовый проект, которым я хотел высказаться, и больше мне добавить нечего. Хотя, конечно, приятно, что обо мне вспомнили, — давно мне не было предложений со стороны канала.

— Будет смешно, если тебе еще и «ТЭФИ» дадут.

— Будет смешно, но меня уже это не удивит. Это будет соответствовать уровню абсурда, в котором мы живем. Слушай, большего тролля, чем наше государство, сейчас нет. Кто такой Всеволод Чаплин? Это тролль в рясе, который сознательно троллит либеральную общественность. Что такое назначение полпредом Холманских? Это тоже троллинг белоленточников. Государство давно играет в эти игры, прикалываясь над нами, а тут мы решили приколоться, и — это информация с самых верхов — они тоже прикололись. Им было весело! Им все понравилось!! (недоуменно-разочарованно) Ну, я не знаю...

Предыдущий материал Праздник урожая

новости

ещё