pic-7
Федор Панфилов

BD о Лисе

BD о Лисе

Лис, волк и кролик — братья навек: как средневековый «бестселлер» обрел новое рождение в европейских комиксах

 

© Delcourt

Создатели франкоязычных комиксов никак не могли обойти вниманием «Роман о Лисе» (Roman de Renart), почтенный по возрасту, но не по содержанию памятник средневековой литературы. История рыжего трикстера, который успешно обводит вокруг пальца всех противников, была популярна не только в Средние века. К ее позднейшей известности приложили руку многие — здесь и Гете с поэмой «Рейнеке-лис», и первый полнометражный кукольный анимационный фильм Le Roman de Renard, снятый Владиславом Старевичем. Когда дело дошло до рисованных историй — BD, дело не ограничилось стандартными адаптациями классики для детей и юношества. В 1979 году вышел альбом «Детектив о Лисе», ставший началом цикла о похождениях лиса Ренара и волка Изенгрина в мире бульварного детектива. По воле авторов этого BD, Жан-Жерара Эмбара и Жан-Луи Юбера, персонажи средневекового романа переместились в Париж начала 1980-х годов. Страсти и интриги остались прежними. Только теперь на смену рыцарям, королям и монахам пришли коварные политиканы, продажные журналисты и коррумпированные полицейские.

© Dargaud

То, что все персонажи этого рисованного детектива были животными, как и в «Романе о Лисе», делало не слишком изощренный сценарий более ярким и интересным. Разумеется, читатели комиксов живут не в ту эпоху аллегорического мышления, когда каждому из смертных грехов принадлежало по несколько зверей-символов, а любое создание из бестиария олицетворяло собой порок или добродетель. Но все же разные животные у большинства вызывают вполне определенные ассоциации, воспитанные хотя бы сказками и мультфильмами: волк — злодей (зачастую неудачливый), заяц — трусоватый воришка и/или невинная жертва, etc., etc.

© Dargaud

Не случайно позже авторы серии Blacksad придали облик большого черного кота главному герою, частному детективу-метису, который борется с преступниками и не слишком чистоплотными политиками в Нью-Йорке после Второй мировой. Его соратник в полиции — честный и умный пес, немецкая овчарка. Соответственно подобраны и отрицательные персонажи: каламбурно кичащийся своим «хладнокровием» магнат-жаба, ненавидящий коммунистов сенатор-петух, возглавляющий Ку-клукс-клан белый медведь, рядовые громилы и шпионы — носорог, бурый медведь, крыса. Неплохой, но не слишком чистоплотный (во всех смыслах) репортер — хорек. Лис там, кстати, тоже появляется, правда, лишь как второстепенный персонаж, хитроватый полицейский.

© Delcourt

Самым удачным перевоплощением «Романа о Лисе» в BD стала серия «История плаща и клыков» (De Cape et de Crocs). Впрочем, Средневековье в ней изрядно уступает XVII веку — с тем же успехом этот комикс можно считать не слишком стандартным наследником пьес Мольера, басен Лафонтена или «Вольпоне» Бена Джонсона. Он весь состоит из явных и скрытых отсылок и культурных ассоциаций. Само название иронически обыгрывает жанр «плаща и шпаги» (de cape et d'épée), заменяя шпагу на клыки (хотя главные герои не обделены и шпагами). По словам сценариста Алена Айроля, главное значение для него имели «Мольер, Александр Дюма, “Сирано де Бержерак”, все, что говорит о XVII веке или происходит из того времени». К списку можно добавить Расина, Рафаэля Сабатини, Теофиля Готье, любой плутовской роман и, конечно, «Роман о Лисе».

© Delcourt

Главные герои «Истории плаща и клыков» — лис Арман Райналь де Мопертюи и волк Лопе де Виллалобос-и-Сангрин. В них легко угадываются персонажи «Романа о Лисе» — лис Ренар, владеющий замком Мопертюи, и его родич и верный друг, волк Изенгрин («Изенгрин» — «И-Сангрин»). Но если в «Романе о Лисе» Ренар всячески обманывал свирепого, но тупого и простодушного волка, здесь они действительно дружат. С другой стороны, Лопе по-прежнему довольно недалек и прямолинеен в отличие от сметливого Райналя. Важно то, что в «Истории плаща и клыков» действие происходит не в зверином царстве, имитирующем людские социальные порядки (как это сделано в «Романе о Лисе» или «Детективе о Лисе»).

© Delcourt

Райналь и Лопе — говорящие звери в мире людей. Отчасти это напоминает еще один средневековый роман, Roman de Fauvel, где нахальный жеребец покидает конюшню и делает карьеру при королевском дворе. Однако волк и лис в «Истории плаща и клыков» — персонажи положительные, и сатира здесь не играет решающей роли. Мир этого BD нарочито театрален, полон абсурда и гротеска, всеми деталями напоминая о комедии дель арте и в целом о театре XVII века. Например, жители Луны — селениты — одержимы театром настолько, что заставляют незадачливых искателей сокровищ разыгрывать перед ними фарс. Местный принц явно подражает «королю-солнцу» Людовику XIV, только с заменой солнца на месяц. А в армию на Луне набирают воинов из диких племен мимов, наряженных как Пьеро, с алебардами. В эпизоде с карнавалом волку и лису оплошно предлагают вместе со всеми снять «маски». Обычно же звериный облик Лопе и Райналя никого не смущает, и они ведут себя как обычные дворяне.

© Delcourt

Самыми живыми и неоднозначными характерами обладают как раз антропоморфные звери, играющие роль главных героев. Люди же похожи на персонажей той самой комедии дель арте или пьесы Мольера: алчный скупец, его сын — простофиля и незадачливый влюбленный, плутоватый слуга, горделивая цыганка, жестокий солдафон, берберский корсар, безумный ученый.

© Delcourt

Если Лопе — испанский идальго, помешанный на защите христианской веры от «мавров», то Райналь — гасконский дворянин, изрядно напоминающий д'Артаньяна. Их гордый дуэт искателей приключений дополняет третий персонаж — маленький плутоватый кролик со звучным именем Евсевий, талантливый вор, который умеет притворяться паинькой, когда нужно. Авторы комикса в очередной раз с озорством нарушают каноны, заставляя волка и лиса не только примириться, но и стать соратниками кролика.

© Delcourt

В «Истории плаща и клыков» янычары на пиратской шебеке дискутируют о философских взглядах Омара Хайяма, а туземец на диких островах может заговорить гекзаметром с потерпевшими кораблекрушение. Все это сочетается с гэгами, полными довольно черного, но жизнерадостного юмора — вроде погони за носилками богатой дамы на тележке безногого нищего, который с азартом мчится вперед, отталкиваясь руками от мостовой. Или крохотного кролика вместе с каторжниками приковывают к веслу на галере, потом приговаривают к плетям за подстрекание к бунту — только у палача рука не поднимается на такое милое создание. BD о похождениях лиса, волка и кролика, безусловно, интеллектуален, но интеллектуален ненавязчиво, он умело чередует сложное с простым и не забывает о главном — смехе.

© Delcourt

Прошлой весной «История плаща и клыков», начавшая выходить в 1995 году, завершилась на десятом томе. Во Франции этот BD уже является культовым, по нему даже ставят небольшие пьесы. Но за пределами мира франко-бельгийских комиксов история волка, лиса и кролика вряд ли станет по-настоящему известной — прежде всего потому, что при переводе не удастся в полной мере передать игру слов и многочисленные культурные отсылки, и BD утратит изрядную долю своего очарования. Может быть, однажды в России создадут подобный графический роман по мотивам «Повести о Ерше Ершовиче» — правда, задача будет не из легких.

© Dargaud© Dargaud© Dargaud© Dargaud© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt© Delcourt

 

новости

ещё