pic-7
Дарья Атлас

Искусство: главное за неделю

Искусство: главное за неделю

Чего нельзя пропустить с 4 по 10 февраля (по мнению редакции)


«Система координат» в Харькове, UrbanFaunaLab и «Фотография будущего» в ГЦСИ, Мария Сафронова в ММСИ, «Стена» в APERTO Gallery, Эль Анацуи в Бруклинском музее, Slavs & Tatars в Лос-Анджелесе, Pussy Riot в Праге.


4 февраля, понедельник, 18:30
ЕрмиловЦентр
Площ. Свободы, 4, Харьков, Украина

Система координат

Предоставлено организаторами

Вместо обычной музейной экспозиции организаторы Алина Клейтман и Ульяна Быченкова предложат зрителям сразу три в одном. «Система координат» — это выставка + дискуссия + эксперимент. Проект объединит художников из Москвы, Киева и Харькова. В течение первых четырех дней работы всех авторов не будут подписаны, и перед зрителем будет поставлена задача исходя из каких-то определенных и неопределенных черт попытаться определить место рождения произведения, зафиксировав свою позицию при помощи двух типов наклеек: «центр» и «периферия». Инициаторами специально были отобраны проекты, которые нельзя «узнать» — они никогда нигде не демонстрировались. Результаты голосования будут обнародованы лишь через несколько дней (8 февраля, 18:30), во время дискуссии, темой которой сами эти результаты и послужат. Цель проекта — «определить положение харьковской арт-среды в системе координат современного искусства СНГ, выявить наличие либо отсутствие взаимосвязи между дислокацией автора и его творчеством с помощью эксперимента». После дискуссии все работы будут подписаны, а результаты эксперимента обнародованы. Помимо дискуссии планируются встречи с художниками, участвующими в выставке.
Участники: группа ART_BUZZ, Анна Быкова, Ульяна Быченкова, Александра Галкина, Ксения Гнилицкая, Тарас Каменной, Никита Кадан, Жанна Кадырова, Алина Клейтман, Виталий Кохан, Александр Курмаз, Елена Мартынова, Сергей Попов, Анастасия Потемкина, Николай Ридный, Анастасия Рябова, Алексей Салманов, Давид Тер-Оганьян, Светлана Шуваева.
По 24 февраля


5 февраля, вторник, 12:00
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, 16

Fly to Baku

© flytobaku.ru

Масштабная выставка, объединяющая три поколения азербайджанских художников, уже побывала в Берлине, Париже и Лондоне, теперь будет показана в Москве, а вскоре нагрянет и в Рим. 21 художник представил более ста произведений, большинство из которых созданы специально для выставки. Лейла Алиева, вице-президент Фонда Гейдара Алиева, организовавшего выставку, и одна из участников проекта Fly to Baku, призывает всех вдохновляться искусством азербайджанских художников, «ищущих признания и полных вдохновения и креативности»: «Я очень надеюсь, что вы получите удовольствие и вдохновитесь азербайджанским искусством. Посмотрите на мир глазами художников. Летите в Баку с нами».
Участники: Тора Агабаева, Мелик Агамалов, Рашад Алекперов, Санан Алескеров, Лейла Алиева, Эльяр Алимирзоев, Энвер Аскеров, Гусейн Ахверди, Фаик Ахмед, Рашад Бабаев, Али Гасанов, Орхан Гусейнов, Мирнадыр Зейналов, Фахрия Мамедова, Аида Махмудова, Мамед Мустафаев, Нияз Наджафов, Фарид Расулов, Алтай Садыхзаде, Ага Усейнов, Ирина Эльдарова.
По 24 февраля

 
5 февраля, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Алексей Булдаков. Концепция паразита в культуре и в естественном отборе. Творческая встреча

© urbanfaunalab.org

UrbanFaunaLab. Зоопарк городской фауны, 2011

В рамках программы «Творческие мастерские» состоится встреча с Алексеем Булдаковым, куратором, художником и бывшим членом «Общества Радек». На лекции речь пойдет о теме паразита в культуре и естественном отборе, живо интересующей художника и уже затронутой в масштабных проектах объединения «Лаборатория городской фауны». UrbanFaunaLab — это группа молодых художников и архитекторов, среди которых помимо Алексея Булдакова — Анастасия Потемкина, Дмитрий Потемкин, Михаил Орлов и Екатерина Завьялова. Как сообщается, «в задачи объединения входит репрезентация паразитической культуры городской фауны, культуры эмансипированной, радикально антигуманистической, а также исследование экспансии и консервации дикой жизни в городской среде». Проекты UrbanFaunaLab были реализованы в рамках XIII Архитектурной биеннале в Венеции, IV Московской биеннале современного искусства, а также на других площадках. Алексей Булдаков расскажет о проекте «Парк городской фауны», посвященном диким животным, для которых город стал естественной средой обитания.

 
5 февраля, вторник, 17:00
ЦТИ «Фабрика», зал «Артхаус»
Переведеновский пер., 18

Мастер-классы Николая Олейникова и Хаима Сокола в рамках выставки «Жизнь как форма (Кочевая версия)»

© ЦТИ ПRОЕКТ_FАБRИКА

В рамках выставки «Жизнь как форма (Кочевая версия)», которую мы анонсировали, подготовлена программа лекций и мастер-классов. На этой неделе пройдут две встречи с художниками. Первая из них — мастер-класс Николая Олейникова — художника, активиста, представителя живописной линии социально ангажированного искусства, члена рабочей платформы «Что делать?», соорганизатора Майского конгресса творческих работников и участника музыкальной группы «Аркадий Коц». Художественные проекты Олейникова балансируют на грани монументального искусства и агитационной графики. Для выставки «Жизнь как форма» совместно с группой добровольцев художник создал фреску.
Герой второй встречи — Хаим Сокол. Художник родился в России, в 1991-м он эмигрировал в Иерусалим, где в 1996-м окончил Еврейский университет. В 2006—2007-м Хаим Сокол учился в московском Институте проблем современного искусства. В последних своих проектах Сокол использует предметы повседневности гастарбайтеров. Как говорит сам художник: «Проще говоря, ничего по большому счету не изменилось со времен Освенцима, только в роли евреев сегодня выступают беженцы, нелегальные иммигранты, гастарбайтеры, да и мы все… В такой ситуации я как художник должен только свидетельствовать. Именно не сообщать, а свидетельствовать, как непосредственный участник происходящего». На открытии выставки «Жизнь как форма» Хаим Сокол показал перформанс It's hard to be in somebody's shoes: он примерял обувь киргизских рабочих. Эти ботинки достались художнику в процессе его недавней акции «Натуральный обмен» — в 2011 году он выменял у группы гастарбайтеров старую обувь на новую, купленную на деньги от продажи своих художественных работ.
Обе встречи пройдут в один день, 5 февраля:
17:00 — мастер-класс Николая Олейникова;
19:30 — мастер-класс Хаима Сокола.
Возможны изменения и дополнения в расписании — подробности уточняйте у организаторов.

 
6 февраля, среда, 19:30—21:00
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Лекция Анны Толстовой «Трудности перевода II. Эстетика взаимодействия (Олег Кулик, “Синие носы”, Александр Райхштейн, street art, медиаактивизм)»
Заключительная лекция курса Анны Толстовой «Газетная критика как форма перевода». Серия лекций обозревателя отдела культуры ИД «Коммерсантъ» посвящена происхождению и задачам газетной критики, особенностям жанра, границам языка и трудностям, ожидающим газетного критика.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий граждан — 50 рублей.


6 февраля, среда, 19:00
ММСИ
Гоголевский бул., 10

Мария Сафронова. Распорядок дня

© kandinsky-prize.ru

В ММСИ откроется выставка молодой художницы, одного из финалистов Премии Кандинского-2012 Марии Сафроновой, причем показан будет именно тот проект, что и был номинирован. Сафронова, выпускница МГАХИ им. В.И. Сурикова, окончила также Институт проблем современного искусства и «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, но по-прежнему сохраняет верность традиционной технике «холст, масло». Серия картин «Распорядок дня» посвящена жизни психиатрической клиники: каждая работа фиксирует отдельный этап повседневного больничного режима — системы почти ритуальных действий. Художница проводит параллель между жизнью психиатрической клиники и функционированием художественного сообщества. Как говорится в пресс-релизе: «В проекте Марии Сафроновой распорядок дня пациента становится символическим воспроизведением жизненной модели, условно принятой в “большом” мире искусства. Художник, как только он начинает позиционировать себя таковым, оказывается заключенным в рамки системы институций и арт-рынков, где также все действуют согласно установленным правилам. При этом одни стремятся попасть в это довольно закрытое сообщество, а другие противопоставляют себя системе, выбирая антиинституциональные формы творчества, но зачастую все равно оказываются так или иначе вовлечены в общий художественный контекст».
По 10 марта


7 февраля, четверг, 18:00 — пресс-показ, 19:00 — открытие
ГЦСИ, Выставочный зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Фотография будущего

© ncca.ru

Йенс Зундхайм

Фотографии отображают настоящее, фотографии — архив прошлого. Но что связывает фотографию с будущим? Этому посвящена новая выставка в ГЦСИ, курируемая Екатериной Лазаревой и немкой Эстер Рюльфс. Выставка объединила художников, которые стремятся представить, спрогнозировать, смоделировать грядущее. У зрителя будет возможность проследить за прогностическими и футуристическими размышлениями российских и немецких фотохудожников и взглянуть на будущее их глазами. Участники: Софья Гаврилова (Москва), Беата Гютшо (Берлин), Владислав Ефимов (Москва), Йенс Зундхайм (Дортмунд), Яков Каждан (Москва), Антон Курышев (Москва), Ева Ляйтольф (Мюнхен), Саша Пофлеп (Берлин), Рикарда Роган (Дрезден), Ольга Чернышева (Москва).
Также вскоре состоятся:
— встреча с художниками — участниками выставки — 8 февраля, 19:00;
— экскурсия с куратором — 14 февраля, 19:00.
Выставка организована в рамках Года Германии в России 2012/2013. В 2013 году она совершит тур по нескольким городам России и в завершение будет показана в Берлине.
По 10 марта


7—9 февраля
Проекты международного коллектива художников, дизайнеров и писателей Slavs & Tatars открываются на этой неделе параллельно на двух площадках Лос-Анджелеса.

 
7 февраля, четверг, 18:00
Works Sited
630 West Fifth Street, Лос-Анджелес, США

Dear 1979, Meet 1989

© redcat.org

Slavs and Tatars, «Monobrow Manifesto» 2011

Зрителю будет представлена подборка книг, журналов и печатных материалов об иранской революции 1979 года и польском движении «Солидарность» от коллектива художников Slavs & Tatars. «Molla Nasreddin» — вероятно, наиболее важный сатирический политический журнал ХХ века, который читался мусульманский аудиторией, простирающейся от Марокко до Индии, и затрагивал такие вопросы, как гендерное равенство, образование, колониализм, а также современная интеграция ислама. Все эти вопросы по прошествии века с момента первой публикации журнала не теряют своей актуальности.
По 23 марта

 
9 февраля, суббота, 18:00
REDCAT 
631 West 2nd Street, Лос-Анджелес, США

Slavs & Tatars. Дружба народов: польско-шиитский шоу-бизнес
Проект посвящен рассмотрению, казалось бы, маловероятных точек соприкосновения польской и иранской экономической, социальной, политической, религиозной и культурной истории — от сарматизма XVI века до Зеленого движения XXI века. Группа Slavs & Tatars представит на выставке скульптурные объекты, гобелены, фотографические фрески, а также проведет лекционные перформансы.
По 24 марта


7 февраля, четверг, 19:00
APERTO Gallery
Пер. Пирогова, 18, Санкт-Петербург

Дэвид Росс с проектом Комара и Меламида и душой Энди Уорхола
Санкт-петербургской независимой исследовательской площадкой APERTO Gallery инициирован проект «Стена», в рамках которого будут приглашаться кураторы, художники и критики. Проекты не будут ограничиваться определенной концепцией, идеей или заданной темой. Первым куратором проекта «Стена» станет Дэвид А. Росс, куратор, профессор Школы визуального искусства в Нью-Йорке, бывший директор Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Музея современного искусства в Сан-Франциско и Института современного искусства в Бостоне. Он представит интригующий проект классиков соц-арта Комара и Меламида. По словам организаторов, «в одном из своих проектов в Нью-Йорке Комар и Меламид основали Корпорацию по скупке душ, классический русский сюжет в американском прочтении. В корпорации было приобретено несколько сотен душ, включая душу легендарного Энди Уорхола, которая впоследствии была “утеряна” в России всего за 30 рублей».
По 3 марта

 
7 февраля, четверг, 18:00
Gagosian Gallery
555 West 24th Street, Нью-Йорк, США

Жан-Мишель Баския

© The Estate of Jean-Michel Basquiat/ADAGP, Paris, ARS, New York 2013/ gagosian.com

В Галерее Гагосяна откроется крупная выставка работ знаменитого американского художника Жана-Мишеля Баския (Jean-Michel Basquiat, 1960—1988). Звезда неоэкспрессионизма, икона эпохи, друг Энди Уорхола, за свою 27-летнюю жизнь Баския успел невообразимо много и повлиял на судьбы искусства. Он смешал рисунок и живопись, историю и поэзию, выработав свой собственный художественный язык, формирующий альтернативную историю. По словам организаторов, «соединяя инструменты граффити с художественными средствами изобразительного искусства, Баския создавал в своих лучших картинах сильное напряжение между противоположными эстетическими силами — экспрессией и знанием, контролем и спонтанностью, дикостью и остроумием, урбанистичностью и примитивизмом, становясь при этом едким комментарием к жестким реалиям расы, культуры и общества». Экспозиция соберет более 50 произведений из государственных и частных коллекций, что позволит зрителю составить достаточно полное представление о художнике.
По 6 апреля

 
7 февраля, четверг, 19:00
Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова
Ул. Б. Никитская, 6

Илья Долгов. Азой

Проект воронежского художника Ильи Долгова всецело посвящен типам, истории и устройству азоидов. А азоиды — это вымышленные существа, химеры, новая форма жизни, взращенная в воображении художника. Если процитировать автора: «Азой — период истории Земли, когда живое, машинное и культурное еще не распалось на отдельные способы существования. Эту точку срастания я пытаюсь найти в современной реальности. Моя задача — составлять перечень “нечеловеков”, химер, чудовищ, которые когда-то первыми населяли наш мир, а теперь возвращаются в него». Часть химер обнаружена художником в повседневной реальности. Для Долгова это «поливальная машина и ее оператор, обслуживающие цветочную клумбу, взрыв популяции речных мошек, блокирующий работу ночных магазинов в пределах всего пары улиц». Другая часть азоидов выдумана, сконструирована самим художником. Язык не поворачивается назвать этот проект полудокументальным, а вот на четверть документальным — вполне.
Стоимость билетов: школьники и студенты — 50 р., взрослые — 100 р., для детей до 7 лет — бесплатно.
По 10 марта

 
7 февраля, четверг, 19:00
MeetFactory
Ke Sklárně 3213/15, Прага, Чехия

Pussy Riot и российская традиция художественного протеста

© 2013 MeetFactory

Синие Носы. «Гори-гори, моя свеча!», 2004

Кураторский проект Андрея Ерофеева посвящен развитию российского политического искусства, от перформанса до арт-активизма, и эстетическим аспектам жеста сопротивления в русском искусстве последних десятилетий. Пародийные видео, ироничные флэшмобы, шутовские постановочные фотографии, вандализм стрит-арта, идиотические ролевые игры и костюмированные перформансы сложились в определенную традицию за последние 30 лет российского искусства и, на взгляд организаторов, нашли себе финальное воплощение в выступлениях и видео группы Pussy Riot. В меньшем масштабе выставка уже была представлена в Palais de Tokyo в Париже. После Праги выставка отправится в Париж и Милан.
Сокураторы: Александра Кондрашова и Елизавета Коновалова.
Участники: Вика Бегальская, «Синие носы», Александр Бренер, Дмитрий Булныгин, Лусинэ Джанян и Алексей Кнедляковский, ЕлиКука, движение «Э.Т.И.», группа «Гнездо», Алексей Иорш, Комар и Меламид, Маша Киселева, Александр Косолапов, Олег Кулик, Виктория Ломаско, Артем Лоскутов, Владислав Мамышев-Монро, Игорь Мухин, Викентий Нилин, Антон Николаев, Максим Новиков, Авдей Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский, Борис Орлов, группа «ПГ», Pussy Riot, Леонид Соков, группа «Цветафор», группа «Война», Ольга Житлина.
По 31 марта

 
8 февраля, пятница, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Дмитрий Булныгин. Видео как процесс. Творческая встреча

© bulnygin.com

Дмитрий Булныгин. Штурм, 2011

Встреча с российским видеохудожником, режиссером, куратором и бывшим участником проектов группы «Синие носы» Дмитрием Булныгиным будет посвящена как видеоязыку в целом, так и особенностям его проявления в отдельных работах художника, созданных за последние 15 лет. Булныгин занимается флэш-анимацией, создает видеоинсталляции и фильмы. С 2000 года — организатор и директор Международного фестиваля сверхкороткого фильма (Extra Short Film festival/ESFf). Как сообщается, «Булныгин работает в стилистике живого перформанса, который настолько открыт к интерпретации, что у зрителей появляется возможность самим стать создателями теории видеоискусства».


8 февраля, пятница
Бруклинский музей
200 Eastern Parkway, Brooklyn, Нью-Йорк, США

Тяжесть и изящество: монументальные работы Эль Анацуи

© brooklynmuseum.org

На персональной музейной выставке одного из самых известных современных африканских художников Эль Анацуи (El Anatsui, род. 1944) будет представлено более 30 произведений из металла и дерева. Эль Анацуи преобразует найденные материалы в новый художественный медиум, занимающий промежуточную позицию между скульптурой и живописью. Он прославился своими гигантскими работами из сплющенных и соединенных банок, бутылочных крышек и металлических предметов, превращенных в произведения искусства. Художник затрагивает культурную и экономическую историю Западной Африки, темы потребления и глобализации. В работах Эль Анацуи сочетаются эстетические традиции страны, в которой он родился (Гана), места, где он живет и работает (Нсукка, Нигерия), а также общей мировой истории абстракции. В экспозицию включены 12 последних монументальных скульптур художника.
По 4 августа


Адрес для пресс-материалов — art@colta.ru. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.

Предыдущий материал Умер Оскар Фельцман
Следующий материал Беспорядочные сигналы

новости

ещё