pic-7
Дарья Атлас

Искусство: главное за неделю

Искусство: главное за неделю

Чего нельзя пропустить с 28 января по 3 февраля (по мнению редакции)


«Серебряная камера-2012», ретроспективы Михаила Прехнера и Курта Швиттерса, кочевая выставка и круглый стол о миграции, графика Екатерины Гавриловой, Дмитрий Гутов в «Триумфе» и Халиль Рабах в e-flux.


28 января, понедельник, 19:00
Казанский вокзал, Царская башня
Комсомольская площадь, 2

Выставка номинантов конкурса «Серебряная камера-2012»

© silvercamera.ru

В этом году выставка номинантов ежегодного открытого фотоконкурса «Серебряная камера» проводится на новой площадке — в галерее Царской башни Казанского вокзала. Организаторы планируют превратить в будущем это пространство «в полноценный выставочный зал, подобный Hamburger Bahnhof в Берлине или Музею д'Орсэ в Париже, расположенным в зданиях железнодорожных вокзалов». На конкурс, проходящий уже в десятый раз, подано 9000 работ, из которых для экспозиции отобрано более 250 снимков. Любители наравне с профессионалами будут бороться за звание автора лучшего репортажа о Москве в трех номинациях — «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». Конкурс направлен на поддержку фотожурналистики и отражение истории Москвы. В этом году, как сообщают организаторы, фотографами зафиксированы «массовые протестные акции, историческая реконструкция Бородинского сражения, матч за звание чемпиона мира по шахматам, обновленный ЦПКиО им. Горького, катки как одно из главных городских развлечений и многое другое».
Организаторы: Мультимедиа Арт Музей, правительство Москвы, департамент культуры города Москвы и ОАО «РЖД».
По 24 февраля


29 января, вторник, 18:30
Галерея Be In Art
Пр-т Буденного, 21

Иван Дубяга. Оиды и авры

© Изображение со страницы Ивана Дубяги: vk.com/id79297319

Краснодарский художник Иван Дубяга, пресытившись активностью городской художественной среды, в определенный момент своей жизни решил уехать в уединенное местечко далеко за город. Там он и провел последние 15 лет, продолжая заниматься искусством и размышлять о мире, оставленном за пределами обитания художника. Персонажи картин Дубяги, «...оиды» и «...авры», проживают «в воображаемой плоскости, расположенной между дачным домиком и внешним огромным миром». В его творчестве соединяются наивность ар-брют, предельная выразительность образов неоэкспрессионизма и элементы живописной агрессивности ленинградского неофициального искусства 1980-х.
Куратор выставки: Эльдар Ганеев.
Выставка проходит при поддержке Краснодарского института современного искусства.
По 3 февраля


29 января, вторник, 12:00
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, 16

Михаил Прехнер. Ретроспектива

© mamm-mdf.ru

Михаил Прехнер. Авиамоделист. 1934. Для журнала «СССР на стройке». 1935. №1.

В рамках ретроспективной выставки классика советской конструктивистской фотографии Михаила Прехнера (1911—1941) будет показано около 150 снимков 1930-х годов. Прехнер — выдающийся довоенный фотограф, много работал в редакциях журналов «Радиослушатель», «Говорит Москва», «Союзфото», издательстве «Изогиз», сотрудничал с журналом «СССР на стройке». Множество работ Прехнера, представленных в экспозиции, неизвестны широкой публике. Основу выставки составят фотографии, которые в свое время не были опубликованы в журналах и сегодня отпечатаны с негативов. 15 снимков, сохранившихся в архиве дочери фотографа, будут представлены в оригинальной авторской печати.
По 17 февраля

 
29 января, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Я. Интерактивный театральный проект

© beuystheater.ru

Новый проект Театра им. Йозефа Бойса под названием «Я» построен на основе опыта двух предыдущих интерактивных театральных постановок: «Кризис» и «ДЕМОКРАТИЯ.DOC». Он продолжает линию исследования связей между личными переживаниями человека и социально-политическими процессами, происходящими в стране. Проект «Я» сосредоточен на самих людях и на их индивидуальных историях — о себе, о жизни, о России, о том, как перемены в самоощущении влияют на восприятие окружающего мира, и протекающем мимо нас потоке исторических событий. Спектакль интерактивный, актеры призывают зрителей поделиться своими историями. Как пишут на сайте театра: «Рассказывая и слушая истории, мы создаем возможность разделять чувства друг друга. Мы становимся одновременно зрителями, режиссерами, актерами и персонажами».
Режиссер и автор проекта: Георг Жено.
Куратор: Виталий Пацюков.
Ведущие: Арман Бекенов и Елена Марго.
Организаторы: ГЦСИ, Театр им. Йозефа Бойса.


30 января, среда, 19:00
ЦТИ «Фабрика», зал «Оливье»
Переведеновский пер., 18

Жизнь как форма (Кочевая версия)/ Living as Form (The Nomadic Version)

Предоставлено организаторами

Масштабный выставочный проект Нато Томпсона «Жизнь как форма (Кочевая версия)», путешествующий по всему миру, на этой неделе доберется и до московских зрителей. Этот проект — исследование двадцатилетнего опыта художественных практик, попытка стереть грань между искусством и жизнью. Как замечено о выставке в The New York Times: «Разрушение обычных градаций между категориями искусства и социального активизма вдохновляет и повышает осознанность в обоих случаях: искусство таким образом может покинуть “башню из слоновой кости”, а социальные инициативы могут стать более творческими». Самые различные художественные формы — классическое изобразительное искусство, гражданский активизм, театр, дизайн городского пространства и другие — объединяются в этом проекте. В основе выставки лежат 50 проектов художников из различных стран. Томпсон сотрудничал с группой из 25 кураторов. Впервые проект, организатором которого выступает нью-йоркский фонд поддержки творческих инициатив Creative Time, был представлен на историческом рынке Эссекс в Нью-Йорке осенью 2011 года. Спустя полтора года, побывав на множестве площадок, он добрался до московского ЦТИ «Фабрика». В процессе передвижения «Жизнь как форма» обрастает работами местных художников. Московская выставка, подготовленная при поддержке Дмитрия Виленского и платформы Арсения Жиляева «Красная Новь», дополнится проектами 12 авторов и художественных объединений из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова и Бишкека.

Участники: Лара Альмарсеги и Бегона Мовейан, Appalshop, The Complaints Choir, DAAR, Фарид Джахангир, Сасса Нассири, Бита Файази, Атт Хашеминеджад, Хосров, Helena Producciones, Сьюзанн Лейси, Mardi Gras Indian Community, Mammalian Diving Reflex, Катерина Шеда, Чеми Росадо Сейхо, Tahrir Square, US Social Forum (U.S.S.F.), Рик Лоу, WikiLeaks, Women on Waves, Питер Уоткинс, Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья, Alternate ROOTS, BijaRi, Taller Popular de Serigrafia, Фрэн Илич, Навин Раванчайкул, Oda Projesi, Cybermohalla Ensemble, Ultra Red, Ван Хеесвик, Ай Вэйвэй, Элин Викстром, Хаим Сокол, группа «Что делать?», группа SOSка, Ольга Житлина, Марина Напрушкина, группа «Р.Э.П.» («Революционное экспериментальное пространство»), ФНО (Фабрика найденных одежд), Николай Олейников, платформа «Штаб», ДСПА (Движение сопротивления им. Петра Алексеева), Виктория Ломаско, Лаборатория поэтического акционизма, Арсений Жиляев.
По 3 марта

 
30 января, среда, 19:30—21:00
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Лекция Анны Толстовой «Трудности перевода I. “Искусство для искусства”. Художники-агенты, художники-диверсанты»
Это третья лекция из четырехчастного платного лекционного курса «Газетная критика как форма перевода», читаемого в ГЦСИ обозревателем отдела культуры ИД «Коммерсантъ» Анной Толстовой. Курс, первые две части которого прошли 16 и 23 января, посвящен происхождению и задачам газетной критики, особенностям жанра, границам языка и трудностям, ожидающим газетного критика.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий граждан — 50 рублей.

 
30 января, среда, 18:30
Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, Выставочный зал
Бобров пер., 6, стр. 2

Екатерина Гаврилова. Франц Кафка и другие

Предоставлено организаторами

Персональная выставка молодой московской художницы, выпускницы ВГИКа и ИПСИ Екатерины Гавриловой приурочена к 135-летию со дня рождения Франца Кафки. Гаврилова много работает в жанре книжной иллюстрации и станковой графики, но кроме этого создает видеоработы и занимается анимацией. Центральная серия графических работ по рассказам Кафки «Превращение» и «Тоска» будет дополнена иллюстрациями к произведениям других авторов: Сирано де Бержерака, Гюнтера Грасса и Райнера Марии Рильке. Искусствовед Надя Плунгян пишет, что «характерный для графики Гавриловой мотив — постоянное столкновение большого и маленького, своеобразный биологический гротеск, “остранение” сюжета с помощью микроскопа <…> Примечательно, что свойственная ей конкретика в деталях всегда уравновешена фантасмагорией, метафорой, расширяющейся до глобальных размеров». Эти графические серии на литературные сюжеты способны крайне органично вписаться в пространство библиотечного выставочного зала. Кроме графических серий на выставке будут представлены фрагменты новой инсталляции и видеоработы художницы из проекта «Письма к другу».
По 21 февраля

 
30 января, среда, 19:00
Е.К.АртБюро
М. Кисельный пер., 4, стр. 1, кв. 4, домофон 4

Софья Гаврилова, Алексей Корси. Кому принадлежит тень от зонтика, или Don't even think of touching my parasol.

Courtesy Е.К.АртБюро

Алексей Корси. Зонтик. 2012.

Новый проект двух молодых фотографов, художников и кураторов, выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Софьи Гавриловой и Алексея Корси откроется в известной полуквартирной галерее «Е.К.АртБюро», специализирующейся на московском концептуальном искусстве. Софью Гаврилову мы все знаем как номинанта Премии Кандинского-2012 (проект «Москва / Не Москва» в номинации «Молодой художник. Проект года») и лауреата конкурса «Серебряная камера-2011», а Алексей Корси запомнился как куратор выставки «Варвары» (совместно с Ольгой Широкоступ, в рамках III Московской международной биеннале молодого искусства в ЦТИ «Фабрика», 2012). За игривым названием «Кому принадлежит тень от зонтика, или Don't even think of touching my parasol» скрывается совместная выставка фотографий, инсталляций и объектов.
По 28 февраля


30 января, среда, 19:00
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Болотная наб., 3, стр. 1

Время колокольчиков

© lumiere.ru

Игорь Мухин. О. Гаркуша. Ленинград, СССР, 1986

Выставочный проект «Время колокольчиков» посвящен ленинградскому рок-н-роллу — одному из главных явлений неофициальной советской культуры. В экспозиции развернется фотоистория культовых музыкальных событий конца 1970-х — начала 1990-х. Организаторы собрали «работы лучших фотографов культурного андерграунда Петербурга и Москвы, вхожих в рок- и арт-сообщества», которые «снимали фестивали Рок-клуба на Рубинштейна, 13 и репетиции, записи в студии и стихийные концерты, кутежи на “флэтах” и в мастерских, посиделки в главном месте встреч рокеров Ленинграда — кафе “Сайгон”». Помимо фотографий будут показаны оригинальные афиши и плакаты, обложки пластинок и экземпляры музыкальных зинов, будет представлена обширная видеопрограмма и отдельный проект, посвященный творчеству группы «Аквариум» и ее лидера Бориса Гребенщикова.
В рамках выставки подготовлена программа мероприятий.
30 января, среда. Борис Гребенщиков. Квартирник. Акустика.
2 февраля, суббота. «Звездный ворс» и группа «НОМ». 15:30 — презентация фильма «Звездный ворс» (2011 г., реж. Андрей Кагадеев, Николай Копейкин, продолжительность — 115 мин.), 19:00 — концерт группы «НОМ».
Цена билета на выставку: 300 рублей.
Вход на мероприятия по билетам, подробнее по телефону (495) 228 98 78.
По 24 марта


30 января, среда, 19:00
Галерея RuArts
1-й Зачатьевский пер., 10

Вита Буйвид. Пиономания

© Галерея RuArts

Эта нарочито аполитичная выставка российского фотографа и живописца Виты Буйвид, по замыслу организаторов, должна идти «вразрез с основной массой протестующего искусства». При этом, по их мнению, серия цветочных натюрмортов Буйвид не теряет злободневности: «Неоклассицистические пассажи в традиции тоталитарного искусства осуществляют замену символическими образами невысказанной тревожной реальности. Помпезный “сталинский ампир” толстым слоем повсеместно украшательствовал, не повествуя ни о чем действительно важном. Новый гиперампир Буйвид социализирован и злободневен». Помимо серии «Пиономания», над которой Буйвид работала последние три года, будут представлены ее проекты 1995 года, что позволит проследить творческую эволюцию художницы.
Выставка организована при поддержке водки «Белая березка», воды «Серябь» и Prime.
По 2 марта

 
30 января, среда, 20:00
Сахаровский центр, Выставочный зал
Земляной вал, 57, стр. 6

Почему мигрант не дошел до театра?
В рамках театральной программы Сахаровского центра состоится показ спектакля «Узбек» и круглый стол «Почему мигрант не дошел до театра?» Как сообщается организаторами: «Российское искусство обращается к этой теме с куда меньшим интересом, чем западное, — возможно, демонстрируя отношение всего общества к проблеме социальной мобильности и нелюбовь к чужакам. В повседневной жизни мы встречаем мигрантов несколько раз в день. На сцене мы не видим их почти никогда — российский театр успешнее других видов искусства делает вид, что такого социального явления, как мигрант, не существует. О том, как и где искать мигранта в современном российском искусстве, пойдет речь на круглом столе театральной программы Сахаровского центра». «Узбек» — моноспектакль, основанный на личной истории его автора, режиссера и исполнителя Талгата Баталова. Спектакль номинирован на «Золотую маску-2013» в конкурсе «Эксперимент».
Участники дискуссии: Талгат Баталов, режиссер и исполнитель спектакля «Узбек» (Сахаровский центр / Театр им. Йозефа Бойса / «Театр.doc»); Всеволод Лисовский, режиссер спектакля «Акыны» («Театр.doc»); Даниил Кислов, главный редактор информационного агентства Fergana.ru; Сергей Абашин, доктор исторических наук, заведующий сектором Центральной Азии Института этнологии и антропологии РАН; Евгений Григорьев, председатель правления Гильдии неигрового кино; Тигран Мкртычев, заместитель директора Музея Востока. Ведущий — Михаил Калужский, руководитель театральной программы Сахаровского центра.
20:00 — начало спектакля «Узбек» (заказ билетов 8 926 122 11 02).
21:00 — круглый стол «Почему мигрант не дошел до театра?» Онлайн-трансляция обсуждения будет доступна здесь.


30 января, среда, 10:00
Tate Britain
Millbank, City of Westminster, SW1P 4RG, Лондон, Великобритания

Швиттерс в Великобритании

© tate.org.uk

«Швиттерс в Великобритании» — это первая крупная выставка, посвященная позднему периоду творчества Курта Швиттерса, одного из крупнейших художников европейского модернизма. Швиттерс, придумавший концепцию «Мерц», был значимой фигурой в европейском дадаизме. Также он был близок к конструктивизму, сюрреализму и экспрессионизму. Художник известен своим новаторским подходом к использованию найденных объектов и предметов повседневности в создании абстрактных композиций: мерц-рисунков (коллажей), мерц-картин (ассамбляжей) и мерц-скульптур. Обрывки газет, кусочки ткани, пуговицы, фрагменты фотографий, марки, этикетки и билетики заменили художнику краски. С приходом нацистов к власти, после того как искусство Швиттерса признали «дегенеративным», он был вынужден бежать из Германии. В 1940 году Швиттерс прибыл в Великобританию и прожил там последние годы своей жизни, вплоть до смерти в 1948 году. Выставка включает в себя более 150 коллажей, ассамбляжей и скульптур, многие из которых впервые за последние 30 лет показаны в Великобритании.
По 12 мая


30 января, среда, 19:30
MediaШкола «АиФ»
Ул. Мясницкая, 42

Лекция Алексея Иорша «Иллюстрация, которую мы потеряли»
Открытая встреча с графиком и карикатуристом Алексеем Иоршем организована в рамках образовательных программ MediaШколы «Аргументов и фактов». Алексей Иорш, один из пионеров комикс-арта в России, был среди основателей первой в стране комикс-студии «КОМ». Много лет он был главным художником газеты «Вечерняя Москва». В 2000-е работал в рекламе. В конце нулевых Иорш также стал заниматься станковой живописью и графикой. Участник и организатор мероприятий, связанных со стрит-артом и арт-активизмом. Лекция посвящена истории отечественной иллюстрации и современному положению этого вида искусства. Также на основе личного опыта автор расскажет об особенностях работы в жанре газетной графики.
Лекция бесплатная. Необходима регистрация.


31 января, четверг, 19:00 — по пригласительным. 1 февраля, пятница, — для всех посетителей
Галерея «Триумф»
Ул. Ильинка, 3/8, стр. 5

Дмитрий Гутов. Гений нуждается в оргии

Предоставлено организаторами

Дмитрий Гутов. «Гений нуждается в оргии»

Новая серия «Гений нуждается в оргии» выполнена в уже знакомой всем технике Дмитрия Гутова. Будут представлены пространственные композиции из металла. На этот раз художник обращается к эротическим сюжетам, почерпнутым в древнегреческом искусстве и графике Пабло Пикассо. Семь объемных металлических конструкций в экспозиции будут дополнены серией графических работ, касающихся «Заветных пословиц и поговорок», которые собрал Владимир Даль. Однако, по заверению организаторов, эта чувственная серия — вовсе не об эротике, а о свободе, духовном единении и слиянии с окружающим миром. Они поясняют: название «Гений нуждается в оргии» — это «цитата из Оноре де Бальзака, которая служит метафорой состояния раскрепощенности и свободы, характерных для античности, где оргия понимается как момент, который Шиллер в “Оде к радости” обозначил как “Обнимитесь, миллионы!”»
По 20 февраля


31 января, четверг, 19:00
Историко-мемориальный музей «Пресня»
Б. Предтеченский пер., д. 4

Показ фильма Фридриха Эрмлера «Перед судом истории»

Показом документального фильма «Перед судом истории» (1965), последней работы советского «партийного» режиссера Фридриха Эрмлера стартует новая программа «История контр история». Этот политический фильм, как пишет Кирилл Адибеков, «сталкивает официозную историю с ее тенью», «он был задуман в самом конце хрущевского пересмотра истории, сколь бы неполной эта ревизия ни была. Схематично идея выглядела так — двойное возвращение (из лагерей и на экран) исторической личности, участника революционных событий. Ему оппонирует Историк, беспристрастный и объективный». Фильм опирается на текст книги Василия Шульгина «Дни» (1925), причем одну из главных ролей исполняет сам Василий Шульгин. Фильм представят кинокритик и режиссер Кирилл Адибеков и историк Илья Будрайтскис, один из организаторов большого художественно-образовательного проекта «Педагогическая поэма» в том же музее «Пресня».
Фильм будет показан в DVD-копии.
Вход по билетам в музей — 50 р.


2 февраля, пятница, 13:00
Галерея «Победа»
ГУМ, Красная площадь, 3, 3-й этаж, 3-я линия

Илья Пиганов. Том III. Пигановы
Третья большая персональная выставка московского фотографа, дизайнера и художника Ильи Пиганова развернется на новой площадке галереи «Победа» в ГУМе. Предыдущие «Том I» и «Том II» прошли довольно давно — в 1996 и 2005 годах — и на других российских площадках. Первая была посвящена московским 1990-м, вторая состояла из мебели, созданной художником. Третий же том — очень личный проект Пиганова, основанный на воспоминаниях об умершем отце, о себе, о прошлом и о течении времени. По словам Аркадия Ипполитова, «созданный Пигановым путь от Воображаемого Иерусалима, мечты о Божественном Граде, обещающем Вечность, через юность отца, которая, как всякая юность, есть обещание Будущего, через весь предметный хлам личных, очень личных, вещей, вещей-дневников, превративших Будущее в прошедшее, через молитву Молитвенника — это путь к окну, которое есть выход, оно же вход, но — неизвестно куда, в Божественный Иерусалим, с которого и началось странствие, должно быть, — и это путь каждого путника, то есть каждого из нас».
По 14 марта


2 февраля, суббота, 18:00
e-flux
311 East Broadway, Нью-Йорк, США

Халиль Рабах. Страницы 7, 8, 9

© e-flux.com

Персональная выставка палестинского художника Халиля Рабаха, первого лауреата Премии мира Йоко Оно и основателя «Палестинского музея естественной истории и человечества», является своего рода кратким обзором деятельности Халиля Рабаха за последние десять лет. Вымышленный художником музей существует лишь в концепции и во временных инсталляциях на различных биеннале и выставках художника, однако при этом он является точным подобием настоящего музея — с подробно описанными экспонатами, каталогизацией, тематическими разделами, собственным печатным информационным изданием, плакатами, листовками и публикациями. Организовав коллекцию артефактов, сделанных из знаковых палестинских материалов (оливковые деревья, камни, оливковое масло, чечевица и проч.) в стиле западноевропейского музея, Рабах формирует параллельную историю своей страны. В проектах художника смешиваются факты и вымысел. В нью-йоркской галерее e-flux представлен последний выпуск музейного информационного бюллетеня за лето 2011 года, который воплощается на выставке в трех формах — в качестве печатных копий для посетителей, в серии картин, основанных на этом бюллетене, а также неоновой надписи «В этом выпуске: заявление, касающееся институциональной истории музея».
По 20 апреля


Адрес для пресс-материалов — art@colta.ru. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.

Следующий материал Смерть в лимбе

новости

ещё