pic-7
Станислав Ф. Ростоцкий

Топ-15: музыка из фильмов ужасов

Топ-15: музыка из фильмов ужасов

Эксперт по хоррорам СТАНИСЛАВ Ф. РОСТОЦКИЙ выбрал неупокоенные шедевры киномузыки

Один из нестерпимо ожидаемых альбомов января — саундтрек к триллеру «Berberian Sound Studio», записанный английской неопсиходелической группой Broadcast. Это будет первый альбом Broadcast, выпущенный после смерти от пневмонии вокалистки Триш Кинан, и, вероятно, последний.

Фильм Питера Стрикленда, в котором тьма сгущается над звукорежиссером, озвучивающим ужастик, — дань почтения итальянским хоррорам 70-х, где звук создавал гнетущую атмосферу наравне с картинкой, и работавшим над ними композиторам — Эннио Морриконе, Бруно Николаи, Фабио Фрицци и др. Однако в жутких аккордах были сильны не только итальянцы.

По просьбе COLTA.RU СТАНИСЛАВ Ф. РОСТОЦКИЙ составил хронологический топ-15 самой впечатляющей музыки к фильмам ужасов — разных лет и разных стран.

© Universal Pictures

1.
«Дракула» (Dracula)
Режиссер Тод Браунинг. Композитор П.И. Чайковский
США, 1931

Если не считать вступительных титров, за 60 лет до ГКЧП накрепко повязавших «Лебединое озеро» с чувством смутной тревоги, фильм был оставлен без музыки: сам неупокоенный граф предпочитал всей классике мира голодный вой «детей ночи», рыскавших вокруг его замка. К сожалению, в 1998 году «Дракула» был снабжен формально «минималистским», но при этом ни на секунду не унимающимся и оставляющим оскомину неуместной бессмысленности саундтреком Филипа Гласса.

2.
«Нечто из другого мира» (The Thing from Another World)
Режиссеры Кристиан Нуби и Говард Хоукс. Композитор Дмитрий Темкин
США, 1951

Придумать звуковое сопровождение к первому фильму о враждебных пришельцах выпало уроженцу города Кременчуга Дмитрию Зиновьевичу Темкину, ставшему к началу 50-х едва ли не главным голливудским композитором («Потерянный горизонт», «Тень сомнения», «Красная река»). Неведомая доселе угроза и подана на непривычный лад: буйство флейт и саксофонов, орган-новакорд-терменвокс, экспрессивные хоры — и совсем никаких струнных, кроме мощных басов.

3.
«Две тысячи маньяков!» (Two Thousand Maniacs!)
Режиссер и композитор Хершелл Гордон Льюис
США, 1964

Совсем скоро (в «Избавлении» Джона Бурмана) звуки банджо, разносящиеся по американской глубинке, приобретут масштаб многозначительного символа столкновения цивилизаций. А пока под сочиненное и исполненное самим режиссером развеселое ревизионистское кантри корневые южане бодро и без затей сбрасывают на незадачливых туристов-янки огромные валуны, запихивают их в бочки, утыканные гвоздями, и просто крошат в цветную капусту. Й-и-и-х-х-хоу!

4.
«Вий»
Режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачев. Композитор Карэн Хачатурян
СССР, 1967

Как сам по себе «Вий» являлся единственным в наших широтах примером чистого жанра, так и Карэну Хачатуряну — племяннику создателя «Танца с саблями», лауреату Государственной премии СССР за балет «Чиполлино», автору гимнов Занзибара и Сомали — пришлось отвечать за соответствующий музсегмент в целом. Итогом стал эталонный звуковой пандемониум, который был бы весьма уместен что в каком-нибудь совсем раннем джалло, что в кормановской экранизации Эдгара По.

5.
«Дьявол выходит» (The Devil Rides Out)
Режиссер Теренс Фишер. Композитор Джеймс Бернард
Великобритания, 1968

Младший товарищ Бенджамина Бриттена, Джеймс Бернард написал музыку к немому «Носферату» Мурнау, но главное — был штатным композитором на главных фильмах студии Hammer. Лучшим и самым узнаваемым его саундтреком считается «Дракула» с Кристофером Ли, но именно зловещие оркестровки в «Дьявол выходит» являют собой наиболее убедительный пример самого грозного, внушительного и при этом лаконичного проявления истинно сатанинского в симфонической музыке.

6.
«Плетеный человек» (The Wicker Man)
Режиссер Робин Харди. Композитор Пол Джованни
Великобритания, 1973

В некрологе нью-йоркскому режиссеру, драматургу и музыканту Полу Джованни саундтрек к «Плетеному человеку» был даже не упомянут. При том что это было, безусловно, самым главным, что он сделал в своей жизни. Судьба мало в чем была благосклонна к этому великому фильму, но уж с музыкой «Плетеному человеку» повезло. Джованни и группа The Magnet разводят тут то самое «славное язычество», из которого потом выйдет апокалиптический фолк. Весь без исключения.

7.
«Регентруда» (Die Regentrude)
Режиссер Урсула Шмангер. Композитор Юрген Вильбрандт
ГДР, 1976

Композитор Вильбрандт, всю жизнь писавший нехитрые саундтреки для восточногерманского ТВ, вряд ли предполагал, что с полным основанием может считаться одним из неочевидных, но полноправных королей жанрового саунда. Заклинания огненного тролля из этого мифологического хоррора, лишь по случайности или недомыслию проходящего по категории детской сказки, были для поколений маленьких зрителей воплощением абсолютного космического ужаса.

8.
«Дом» (Hausu)
Режиссер Нобухико Обаяси. Композиторы Асэй Кобаяси и Мики Йосино
Япония, 1977

Музыка к безумному фильму про дом-людоед, который ругмя ругали японские критики, а во всем остальном мире сравнивали с шедеврами Ардженто и Мэддина, была написана и выпущена в продажу еще до того, как начались съемки: дочь режиссера Асэй Кобаяси написала несколько фортепианных пьес, на основе которых Мики Йосино и его группа Gogiego настрогали обойму стопроцентно шизофренических шлягеров с безупречными названиями вроде «Cherries Were Made for Eating» и «Oriental Melon Man».

9.
«Зомби — пожиратели плоти» (Zombi 2)
Режиссер Лючио Фульчи. Композитор Фабио Фрицци
Италия, 1979

Во всех самых свирепых фильмах Лючио Фульчи Фрицци является полноправным соавтором, выступающим на равных: даже без визуального ряда из размотанных кишок и кишащих опарышей его музыка вызывает испарину и тремор. В главной теме к «Зомби» Фрицци с самого начала запускает дьявольский, гипнотический метроном, настроенный на фантомное биение полусгнившего сердца невесть почему ожившего кадавра, — и остановить его простому смертному не под силу.

10.
«Американский оборотень в Лондоне» (American Werewolf in London)
Режиссер Джон Лэндис
Великобритания — США, 1981

Саундтрек богат на песни с луной в названии: тут и «Moondance» Вэна Моррисона, и криденсовский «Bad Moon Rising», а «Blue Moon» Роджерса-Харта звучит в версиях Бобби Уинтона, The Marcels, но самое главное — в невероятной сцене первого превращения — Сэма Кука. В свое время бездыханного и окровавленного «отца соула» нашли в одном ботинке, плаще на голое тело и с пулей в груди; почти в том же самом виде окончил свой земной путь на лондонской мостовой и несчастный турист-вервольф.

11.
«Восставший из ада» (Hellraiser)
Режиссер Клайв Баркер. Музыка Coil
Великобритания, 1987

Иногда музыка, не вошедшая в фильм, воспринимается в качестве саундтрека с куда большим основанием — и это как раз тот случай. Coil написали несколько тем для фильма Клайва Баркера, который нашел их похожими на «результат несварения кишечника». В итоге с экрана звучат вполне аппетитные оркестровые экзерсисы Кристофера Янга, а вопиюще несправедливо отвергнутое «несварение» стало самой выдающейся частью койловской компиляции «Unnatural History II» (1995).

12.
«Кэндимен» (Candyman)
Режиссер Бернард Роуз. Композитор Филип Гласс
США, 1992

Прокол Филипа Гласса с «Дракулой» тем более досаден, что именно этот наследник Рави Шанкара, предпочитающий в своих сочинениях «работать в основном с повторяющимися музыкальными структурами», в свое время обогатил сокровищницу хоррор-саунда перлом воистину бесценным — «It Was Always You, Helen», основная тема из по сию пору лучшей (в силу своей отстраненности) экранизации Клайва Баркера, на раз погружает в пучину ужаса бездонного и безмятежного.

13.
«О смерти, о любви» (Dellamorte Dellamore)
Режиссер Микеле Соави. Композиторы Мануэль Де Сика и Рикардо Бисео
Италия — Франция — Германия, 1994

Кажется, последний из по-настоящему важных и значительных итальянских фильмов ужасов XX века (даром что копродукция) озвучил выходец из знатной кинодинастии, сын Витторио Де Сики и Марии Меркадер Мануэль, взявший в напарники Рикардо Бисео, телевизионного дирижера, дебютировавшего в качестве композитора. Вышло вполне канонически, но и без вылазок на сопредельные территории (вроде бескрайних магнитных полей того же Гласса) не обошлось.

14.
«Яма» (The Hole)
Режиссер Ник Хэмм. Композитор Клинт Мэнселл
Великобритания, 2001

В кино бывший участник Pop Will Eat Itself Клинт Мэнселл более всего известен тем, что написал музыку ко всем фильмам Даррена Аронофски. Не так известна, но не менее ценна и совместная работа Мэнселла с Ником Хэммом, нынче докатившимся до фильма «Убить Боно», а когда-то подавшим нешуточные надежды клаустрофобическим кошмаром с несовершеннолетней Кирой Найтли. Фильм почти, что справедливо, забыли, но заглавную мелодию из головы уже никак не выкинуть.

15.
«Американская история ужасов: психушка». 2-й сезон. 10-я серия. «Игра в имена» (American Horror Story: The Asylum)
Режиссер Майкл Леманн
США, 2013

Среди прочих песен в недрах джукбокса, установленного в психушке Брайрклифф самим сатаной, ждал своего часа хитовый сингл Ширли Эллис 1964 года «The Name Game». В середине 80-х его весьма энергично перепоет Дивайн, но пока что и заразительной расхлябанности оригинала более чем достаточно, чтобы вызвать в сознании многогрешной сестры Джуд, незадолго до этого подвергшейся электросудорожной терапии, этот зажигательный, если не сказать — огнеопасный, фейерверк.

 

Предыдущий материал MySpace вернулся

новости

ещё