9 сентября 2015
62510

Новости из подземелий «темного интернета»

И другие проекты швейцарских художников на Уральской биеннале

текст: Ольга Мамаева
Detailed_pictureMediengruppe Bitnik. «Random Darknet Shopper»© III Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Сегодня в Екатеринбурге и еще 11 городах Уральского региона открывается III Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В этом году художники препарируют понятие «мобилизация», понимаемое кураторами как «способность к изменению, переходу на качественно иной уровень». Особенностью Уральской биеннале является то, что участники, готовя свои проекты, в значительной степени опираются на индустриальный контекст региона. Так, в этом году сразу 11 заводов Свердловской и Челябинской областей превратились во временную арт-лабораторию для российских и зарубежных художников. Шесть из них представляют Швейцарию: это коллективы Baltensperger+Siepert, Mediengruppe Bitnik, Com&Com, художники Марианна Мюллер и Марк Ли, а также сокуратор Интеллектуальной платформы Клаудиа Шахенманн.

Основной площадкой биеннале станет знаменитая екатеринбургская гостиница «Исеть» — один из четырнадцати корпусов Городка чекистов (официальное название — «Жилой комбинат НКВД»), построенного в начале 30-х годов по приказу Наркомата внутренних дел. Одиннадцатиэтажное конструктивистское здание гостиницы (архитекторы Илья Антонов, Вениамин Соколов, Анатолий Тумбасов, Александр Стельмащук) — один из главных памятников советской архитектуры и вообще ХХ века в Екатеринбурге. Не случайно его пространство становится важной частью художественного высказывания. «Примечательно, что два швейцарских проекта так или иначе затрагивают тему частного и публичного, — говорит помощник комиссара основного проекта биеннале Елизавета Южакова, — эта тема неизменно возникает из контекста выставочной площадки — бывшей гостиницы, а ранее общежития малосемейных чекистов». Так, художница Марианна Мюллер собрала в одном из номеров старые зеркала, полностью замостив ими стены и получив, таким образом, «зеркальный кабинет», а в ванной комнате ретранслировала звуки капающей воды и едва различимой музыки — как будто в соседнем номере кто-то решил устроить вечеринку.

Бесконечный цифровой поток фото из соцсетей позволяет задуматься об информации, которая никуда не исчезает.

Здесь переплетается множество смыслов: это и граница между частным и публичным (комната в отеле, соседи), и неизбежная рефлексия (отражения в зеркалах), и перманентный страх тотального наблюдения (очевидная ассоциация в Городке чекистов). Последнюю тему (правда, без чекистских аллюзий) затрагивает и художник Марк Ли, больше пятнадцати лет создающий интерактивные сетевые проекты. В Екатеринбурге он представил уже существующую работу под названием «Pic-m. Московские зрители получили возможность увидеть ее чуть раньше — этим летом инсталляцию на один день установили во дворе института «Стрелка». «Pic-m — это попытка исследовать виртуальную реальность с помощью социальных сетей. На большом экране зрители видят сменяющие друг друга фотографии с комментариями и геотегами, загруженные в Инстаграм и другие социальные сети случайными пользователями со всего мира. Этот бесконечный цифровой поток, заменивший сегодня и дневники, и письма, и живой разговор, позволяет художнику и зрителям задуматься о границе между частным и публичным, а также о судьбе генерируемой пользователями информации, которая, как известно, никуда не исчезает.

Работа Мариам Мюллер© III Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Давид Зиперт и Штефан Бальтеншпергер из объединения Baltensperger+Siepert подготовили сразу три проекта в рамках программы арт-резиденций. Для работы над одним из них под названием «Воспроизведение себя» художники привлекли местных жителей: разместили объявление на хедхантинговых сайтах о том, что ищут сотрудников, провели собеседования с потенциальными кандидатами. В результате выбрали двух человек — Анастасию Баранову и Анастасию Есаулкову, которые стали как бы российским подразделением Baltensperger+Siepert. В течение шести недель проходила тренировка этого дуэта — Давид и Штефан учили их работать над развитием проектов. Итог: в течение всей вернисажной недели гости биеннале смогут принять участие в дебютном перформансе русской команды Baltensperger+Siepert под названием «Deprussian, Made in Russia». Для этого они должны сделать себе тату с главными словами эпохи импортозамещения — как раз «Made in Russia». По словам Насти и Насти, смысл акции — в изменении «общего концепта становления самоопределения личности на культурном, социальном, политическом уровнях». Еще один проект Baltensperger+Siepert, который носит название «Dancing Queen», возник в сотрудничестве с Фарфоровым заводом Сысерти. Китайские игрушечные пластиковые солдатики, доступные во всем мире, превращаются в чистую форму, сделанную в фарфоре. Результат проекта — сто фарфоровых солдатиков, которые появляются на глянцевой столешнице в течение двух месяцев выставки.

Baltensperger+Siepert. «Deprussian, Made in Russia»© III Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Группа Com&Com (Йоханнес Хедингер и Маркус Госсолт) также не обошлась без помощи местного сообщества и включила екатеринбургских художников в свой проект «Методы искусства». За 10 дней они взяли интервью у своих коллег Владимира Селезнева, Натальи Пастуховой, Екатерины Поединщиковой, арт-групп «Куда бегут собаки» и «Злые», а их произведения включили в свою экспозицию. В выставочном пространстве гостиницы «Исеть» зрители увидят работы этих художников, а их интервью смогут посмотреть, считав с помощью мобильного устройства QR-код на экспликациях. Вдобавок к основному проекту Маркус Госсолт сделал серию фотографий «Люди Екатеринбурга» — в объектив швейцарца попали и коллеги по биеннале (в частности, координатор проекта Анна Литовских и оператор Александр Петьков), и просто случайные прохожие.

Марк Ли. «Pic-me»© III Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Арт-группа Mediengruppe Bitnik представила свой скандальный проект «Random Darknet Shopper», исследующий природу так называемого темного интернета. Случайный покупатель (Random Darknet Shopper) был запущен еще в прошлом году, его задачи предельно просты: с определенной периодичностью заходить в «темный интернет» и рандомно закупать там все, что можно приобрести на 100 долларов. На видео автоматический голос отчитывается о покупках бота — сколько биткоинов было потрачено, откуда приехал товар, как должен использоваться. Упоминается, что бот приобретал незаконные товары, например, десять таблеток экстази. Это послужило поводом для ареста робота и претензий к самим художникам со стороны швейцарских правоохранителей. В местной прессе появились многочисленные публикации, поднимающие вопрос, кто ответственен за приобретение нелегального товара — бот или создавшие его художники. Теперь к спору смогут присоединиться и российские зрители.

Не обошлось без швейцарского участия и в Интеллектуальной платформе биеннале: так, куратором симпозиума под названием «Мобилизация реальности» стал Томас Шевчик — директор-основатель PR-компании Arthesia (известной, в частности, тем, что проводила исследование для создания нового имиджа Перми в 2009 году), а помогать ему будет Клаудиа Шахенманн, арт-менеджер, ранее работавшая на ярмарке «Арт Базель».

Подробная программа — на www.uralbiennale.ru

Комментарии