11 августа 2015
44700

Незримая музыка между софтом и хардом

Перформансист Валентина Вукшич слушает песни материнских плат и ноутбуков

текст: Ольга Мамаева
Detailed_picture© Ismael Mendez / Audition Records

До 28 августа в Москве работает экспериментальная программа Политехнического музея «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии», посвященная взаимосвязям науки и технологий. Зрителей ждут лекции, выставки, научные эксперименты, общение с российскими и зарубежными экспертами — учеными, исследователями и художниками. 7 августа во дворе института «Стрелка» швейцарская медиахудожница Валентина Вукшич представила московской публике свой аудиовизуальный перформанс «Путешествие в продолжительности» и рассказала COLTA.RU о том, почему важно знать, что творится внутри вашего компьютера.

— Валентина — нетипичное для Швейцарии имя. Подозреваю, что у вас есть русские корни.

— Да, я знаю, что в России это популярное имя, но русских корней у меня нет. Мои родители родом из Хорватии, а я родилась и выросла в Мюнхене. Пятнадцать лет назад переехала из Германии в Швейцарию. А сейчас я впервые в жизни оказалась в России.

— Художники обычно стремятся понять, что происходит внутри человека, а вы решили прислушаться к компьютерам. Почему?

— Думаю, никто из нас уже не представляет своей жизни без компьютеров. Чем дальше, тем больше мы сращиваемся с нашими гаджетами, находимся в непрерывном контакте с высокими технологиями, поэтому так важно понимать, как они действуют — сами по себе и по отношению к нам. Хотя бы для того, чтобы не стать их жертвой.

— Вас это сращение скорее пугает или вдохновляет ввиду новых возможностей?

— Это неизбежный процесс, так что бояться его, наверное, бессмысленно. Что действительно важно, так это понимать, как работают новые технологии, какие опасности в себе таят и какие возможности открывают. Нужен просто трезвый взгляд на вещи. Поскольку я уже долгое время занимаюсь медиаартом, для меня технологии — скорее источник вдохновения или (так будет точнее) обязательный творческий инструментарий. К тому же я по профессии программист — еще живя в Германии, училась в университете на факультете информационных технологий. Конечно, мой подход не имеет никакого прикладного, утилитарного смысла, но он позволяет посмотреть на прогресс с принципиально иного угла зрения.

© Ismael Mendez / Audition Records

— Художественного?

— Конечно. Задумывая свой перформанс «Путешествие в продолжительности», я хотела совершить своеобразное акустическое путешествие по электромагнитным волнам внутри разных компьютеров с разными операционными системами, попытаться увидеть, вернее, услышать незримые связи, существующие между софтом и хардом. Оказалось, что это настоящая музыка. Во всяком случае, я чувствую эти звуки как музыку. Это совсем иной уровень восприятия программного обеспечения и аппаратных средств — не пользовательский, а, скажем, художественный. Каждая материнская плата обладает своим неповторимым звучанием, совсем как музыкальный инструмент. Каждый процесс, начиная с загрузки операционной системы до сканирования, имеет то или иное акустическое сопровождение. Мне захотелось услышать все произведение целиком, уловить, как звучит процесс работы компьютера.

— В процессе работы над перформансом у вас возникли какие-то музыкальные аналогии — на что похожи звуки, которые вы извлекаете из «железа»?

— Хороший вопрос. Никогда об этом не думала. Я не сравнивала компьютерные шумы с каким-либо музыкальным стилем или произведением, но рассматривала алгоритмы, электронные компоненты, операционную систему как отдельные составляющие некой общей акустической композиции. Конечно, мне было важно соединить эти звуки и посмотреть, как они работают вместе, но еще важнее — услышать, как звучит каждый элемент в отдельности.

© Ismael Mendez / Audition Records

— Как вообще возникла идея перенести действие электромагнитных волн в акустическую плоскость?

— Интуитивно я всегда хотела понять, что творится внутри моего ноутбука, но как осмысленный проект идея возникла четыре года назад в Цюрихском университете искусств. Я тогда занималась художественным исследованием компьютерных компонентов, в том числе изучала природу механических шумов. Одна из моих первых работ — инсталляция Harddisco (2007) — была посвящена природе и эволюции шумов шестнадцати жестких дисков, которые были установлены, подобно музейным экспонатам, на отдельных постаментах. При включении считывающая головка совершала быстрые круговые движения, затем появлялись довольно неприятные тикающие звуки, позже они сменялись тревожным треском и гулом. Все это смешивалось в общий звуковой поток, который вызывал в разные моменты те или иные эмоции. Перформанс «Путешествие в продолжительности», по сути, продолжает ту же идею. Мне интересно наблюдать, как протекают вычислительные процессы в реальном времени и в реальном физическом пространстве.

— Нет ли желания посмотреть на софт и хард под другим углом, скажем, как на живописное полотно?

— Честно говоря, мне не приходило это в голову, наверное, потому что я скорее аудиал, чем визуал. Но у меня есть другая идея — попытаться найти различные способы доступа к софту и запустить вычислительные процессы, не задействуя экран. Я предчувствую, что звук в этом случае будет более качественным, а визуализация этого процесса сможет показать узоры, которые мы даже не можем себе представить.

Комментарии