21 ноября 2014
644

По себе постучи

Железные танцы и волны смутной угрозы в музыке Eisentanz и Bit-Tuner

текст: Сергей Бондарьков
Detailed_pictureEisentanz© m.ioic.ch

На новую «Электро-Механику» в Санкт-Петербург приехали швейцарские экспериментаторы, игроки со звуками и традициями хип-хопа, — Eisentanz и Bit-Tuner.

Eisentanz

«Труба». Канализационная труба из ПВХ, длина — 2,4 м, подзвучена микрофоном. Может быть опущена в бочку с водой для изменения высоты звука. Используется в песнях «Tube», «Industube», «Reh».

«Металлический нательный барабан». Левая рука: стальной уголок; правая рука: алюминиевый уголок; левая нога: металлический лист; правая нога: алюминиевая пластина. Звуки со всех пластин снимаются микрофонами и воспроизводятся с наложением электронных эффектов. Используется в песнях «AM Robot», «Industube», «Do You Want to Dance?»

«Пружины». Две пружины и автомобильный амортизатор, установленные на деревянном резонаторе. Производят долгие металлические звуки. Используются в песне «Black Hope».

И так далее. Аудиохудожник и музыкант из Люцерна, называющий себя Eisentanz, то есть «железный танец», тщательно каталогизирует придуманные им инструменты (помимо названных это, например, «голособочка» и «шротофон»). Он и со звуками работает так же: вооружившись палочками и рекордером, гуляет по свалкам и индустриальным объектам, простукивает потенциально звучный мусор и элементы металлических конструкций и уносит домой — либо сам новый инструмент, либо запись, которая потом заряжается в сэмплер. Eisentanz — собиратель. Кажется, что в первую очередь его интересуют звуки сами по себе, а не для какого-то высказывания. Во всяком случае, в начале своего трехминутного автопортрета он говорит: «Я пытаюсь соединять шумы и звуки, добиваясь интересных акустических эффектов. Таких, чтобы слушатель поразился тому, что он слышит, чтобы это было что-то такое, чего он никогда не слышал».


Звуковая палитра, впрочем, получается знакомая. (Вряд ли есть такая труба или металлическая перекладина, по которой в свое время не постучали Бликса Баргельд и компания.) К промышленным шумам Eisentanz, в молодости переживший увлечение готик-роком, Kraftwerk и EBM, добавляет звуки синтезатора и спецэффекты. Получаются тревожно-танцевальные коллажи в кибер-сай-фай-вкусе. Живые выступления Eisentanz, собственно, и представляют собой «железный танец»: облачившись в «металлический нательный барабан» и включив электронный минус, музыкант запускает сэмплы из своей аудиотеки, обстукивая себя самого, и играет на звучащих объектах, которыми обставлена сцена.

Bit-Tuner
Bit-TunerBit-Tuner© bit-tuner.net

Еще один швейцарец в лайнапе нынешней «Электро-Механики», Марсель Гшвенд, он же Bit-Tuner, тоже занимается музыкой, построенной на игре с сэмплами. Только в его случае материалом служат находки, сделанные не в ходе полевых исследований, а при прослушивании пластинок. Bit-Tuner начинал на хип-хоп-сцене, записывая музыку для своих друзей-эмси и ориентируясь, по-видимому, на группировку Anticon, El-P и других экспериментаторов от жанра. (Характерные примеры работ этого раннего периода — совместные треки с рэперами Göldin и Sensational. В клипе «Up in the Smoke», кстати, можно увидеть нашего героя с его первым инструментом — бас-гитарой.) И то, что играть с цитатами он учился, будучи включенным в хип-хоп-традицию, слышно и в его нынешней музыке.


Цитатой ведь может быть не только фрагмент какой-то фразы, выхваченный из контекста. Узнаваемый тембр тоже работает как отсылка, указывая если и не на определенное произведение, то на какой-то архетип (вспомните, например, особенный, «космический» синтезаторный звук, четко ассоциирующийся со сценами из фильмов, в которых корабль медленно плывет через звездную пустоту). Удивительно: слушаешь музыку Bit-Tuner — и в голове мелькают какие-то неисправные лампы дневного света, видео с камер наблюдения и андроиды. А потом смотришь его клипы, читаешь интервью — а там и лампы, и камеры, и «Бегущий по лезвию бритвы». И, кстати, Дэвид Линч. Как и раньше, когда Гшвенд работал с рэперами, его музыка полна смутной угрозы, создаваемой дезориентирующим перекрестием неясных ассоциаций, — только теперь эта угроза, или, может быть, фрустрация, никем не артикулируется, разве что редкими сэмплированными голосами. (Любопытно, что на своих концертах, танцуя перед столом с сэмплерами, Гшвенд время от времени делает жесты, которыми эмси обычно сопровождают читку, но, кажется, ничего не произносит.) Впрочем, градус всех этих негативных эмоций снижен до приятно щекочущего. К слову сказать, умение Bit-Tuner создавать настроение ценят не только на танцполах: его музыка звучит и на модных показах, и, например, в видеоинсталляции художников из !Mediengruppe Bitnik, отправивших Джулиану Ассанжу посылку с веб-камерой.


Вместе с Eisentanz и Bit-Tuner на «Электро-Механику» едет квинтет виджеев Suffix.tv — команда, ответственная, например, за танец паттернов, происходящий за спиной Гшвенда на приведенном выше видео. Про этих людей неизвестно ничего, кроме того, что объединить силы они решили в 2005 году и что помимо своей концертной деятельности некоторые из них ведут и педагогическую — преподают в швейцарских школах дизайна и искусства. Как бы то ни было, ясно, что музыкальное подключение к общему банку визуальных ассоциаций будет усилено эффектной картинкой.


Понравился материал? Помоги сайту!