15 сентября 2016
39090

Смертельно серьезно, гомерически смешно

Что смотреть на танцевальном фестивале Skorohod Swiss Week в этом году?

текст: Антон Флеров
Detailed_picture© Christian Glaus

Фестиваль Skorohod Swiss Week проходит в этом году уже в четвертый раз на площадке «Скороход» в Петербурге. И если концепция фестиваля крутится вокруг уже знакомой идеи кроссжанровости, междисциплинарности и разрушения границ, то список приглашенных компаний действительно интригует: среди них много «темных лошадок». На это организаторы и делают ставку, назвав программу этого года Swiss Fresh.

Антон Флеров постарался разобраться в том, что ждет зрителя на фестивале. А самим зрителям разбираться будет еще проще, потому что организаторы предлагают мастер-классы большинства участников в рамках проекта Swiss Dance School. На них можно будет встретиться с постановщиками и артистами, задать вопросы про спектакли. И всегда можно оставить свои отзывы с хэштегом #SSW_мнение

«Биология стресса / Stress Biology»

Открытие фестиваля. Премьера российской версии спектакля

16 сентября, 20:00

© Nathalie Domenech

Первый спектакль фестиваля — результат работы танцевальной лаборатории Corinne Rochet и Nicholas Pettit из Compagnie Utilité Publique с участием российских танцовщиков — вообще-то новая версия спектакля 2014 года. Название спектакля вместе с названием компании (на русский язык оно переводится как «Компания общественной пользы») создают атмосферу почти аналитически-медицинскую — по крайней мере, лабораторную. Тут будут исследовать вопросы общежития и социальной адаптации. 18 танцовщиков на 16 квадратных метрах займутся проблемами перенаселенности и отчуждения, близости и телесной реакции на них. Еще в постановке 2014 года Корин и Николя хотели, чтобы культура современного танца была доступнее, и поэтому привлекли для работы как профессиональных танцовщиков, так и любителей. Тем любопытнее увидеть результат лаборатории в рамках фестиваля — и оценить, насколько постсоветский, то есть в анамнезе советский, коммунальный бэкграунд русских танцовщиков резонирует с темой спектакля или, наоборот, полностью исчезает в предложенных обстоятельствах.


«Морфозы / Morphoses»

Compagnie Utilité Publique

17 сентября, 20:00


Кроме работы с русскими коллегами Compagnie Utilité Publique покажет на «Скороходе» свой спектакль 2015 года «Morphoses»: он располагается в зоне между танцем, скульптурой и пластической инсталляцией. Пластические виды искусства вообще интересуют Corinne Rochet и Nicholas Pettit, которые, судя по всему, ищут вдохновение и в современной философии. И хотя название спектакля отсылает к текстам Овидия, античность не интересует авторов сама по себе: это, скорее, базовый источник для мифологии современности. Тема спектакля — экологический, политический и социальный кризис, в котором акт трансформации, преобразования (метаморфозы) и есть для человека способ справиться с ужасами бытия и вновь найти связь с миром. Поле эксперимента для авторов — человеческое тело, а важной составляющей спектакля будет бумага, фактура благородная и благодарная, со всеми ее культурными коннотациями.


«Разделение / Divide», «Небо над / Himmel Über»

Bodies Anonymous.CH

18 сентября, 20:00


Bodies Anonymous.CH — швейцарское продолжение проекта, который возник в эпицентре современного танца Европы, а именно в Голландии. Дуэт Marcella Moret и Jack Gallagher специально занимается проблемой партнерства — на сцене и в студии. В рамках Swiss Dance School они ведут мастер-класс по оригинальной технике партнеринга, а их спектакль — результат этих исследований. Партнерство в современном танце (в отличие от традиционных форм академического или социального танца) — зона постоянного эксперимента с гендерными различиями, нормой, андрогинностью. Создатели «Разделения» обещают спектакль про отношения мужчины и женщины в эпоху разрушения стереотипов. При этом на спектакль «Небо над» авторов вдохновлял нестареющий ностальгический Берлин Вима Вендерса из диптиха «Небо над Берлином» и «Так далеко, так близко».


«Нирвана / Nirvana»

Delgado Fuchs

19 сентября, 20:00


Скульптурность становится важной составляющей в спектакле «Nirvana» дуэта Delgado Fuchs. Nadine Fuchs и Marco Delgado ищут античную идеальность в фитнес-залах и на постерах. Они обращаются к образам популярной культуры, разыскивают референсы в вестернах и пинапах, в софт-порно и драг-эстетике. Найденное не узнается немедленно, а соединяется в композиции, которые выводят эти современные icons за рамки привычного контекста, придают им новый смысл. При этом обычно то, что делает дуэт, гомерически смешно. Кстати, Надин и Марко — отличные собеседники, и поэтому встреча зрителей с ними должна быть любопытна не меньше.

«Выход / Way Out»

Nunzio Impellizzeri Dance Company

23 сентября, 20:00

© Christian Glaus

Сам Nunzio Impellizzeri проделал путь из Сицилии в Цюрих, где и образовал свою компанию. Стоит обязательно посмотреть их приветствие фестивалю, чтобы понять, как работает современная танцевальная индустрия. Танцовщики шлют свои приветствия со всего мира и соединяются на «Скороходе» на время выступления. Этот глобализаторский задор завораживает — и танцовщиков, будем надеяться, не меньше, чем зрителей. Трейлеры спектакля обещают красивые средиземноморские тела, проработанную мускулатуру, экспрессивную жестикуляцию, белозубые улыбки и тесный контакт на сцене, но также меланхолию и странность. Кажется, что-то из мира Альмодовара.


«Величайшие хиты / Greatest Hits»

Simon Wehrli

24 сентября, 20:00

© Festival PerformaPlatforma, Maribor

Simon Wehrli начинал как музыкант, и поэтому название его спектакля кажется совершенно логичным. В нем Верли соединяет свой музыкальный опыт с пластическим перформансом, танцем. Кстати, Симон регулярно участвует в спектаклях David Zambrano, звезды танцевальных фестивалей, изобретателя важной партерной техники танца — flying low. Фестивальный спектакль в «Скороходе» ставит, в общем, идиосинкразическую цель исследования себя «здесь и сейчас». При этом Верли не только танцует, но и поет в спектакле: редкое дело.



Моноспектакль хореографа Aurélien Dougé «Темный восход / DarkRise»

Inkörper Company

25 сентября, 20:00

© Julien Benhamou

Автор последнего спектакля фестиваля «Темный восход» описывает его как эзотерическую молитву. Речь пойдет про телесное преодоление и борьбу с тенью. Aurélien Dougé вышел из балетного мира (консерватория Лиона и работа в нескольких балетных компаниях) и продолжает тесное сотрудничество с Ballet du Nord и балетным фотографом Julien Benhamou, известным, прежде всего, по фотографиям танцовщиков Парижской оперы. Соло, которое покажут на фестивале, кажется по трейлеру атмосферным, суггестивным. Как всегда с такими произведениями, успех больше всего зависит от харизматичности исполнителя и склонности (как автора, так и зрителя) к экстатическим состояниям. Но кажется, что мощное и пластичное тело Aurélien Dougé обещает на этом пути успех.


Комментарии