14 июня 2018Переменная
820

Год перемен

COLTA.RU подводит итоги своего эксперимента с изменением климата

текст: Ольга Добровидова
Detailed_picture© Getty Images

Текст завершает проект об экологии «Переменная».

Ужасно неудобно и, наверное, стратегически неправильно каждый разговор об изменении климата начинать с погоды за окном, но в этом, видно, ее неизбежность и состоит. Первый день лета в этом году по традиции отметился снегом и рекордными холодами в некоторых регионах, а последнюю неделю погода в Москве отстает от климатической нормы и вернется к ней, как обещают синоптики, только через пару дней.

Многие в Москве сейчас наверняка вспоминают прошлое лето, прохладное, дождливое и ветреное, заставившее обывателей усомниться в реальности глобального потепления (безосновательно). Та самая климатическая норма, о которой говорят метеорологи, все чаще оказывается напоминанием о каком-то другом времени, когда деревья были большими, а погода была лучше. Самые стойкие и теоретически подкованные из нас знают, что одно и даже два лета — совсем не показатель. Но трудно не задуматься, что прямо сейчас с климатом происходит то же самое, что и с обществом: новые нормы создаются прямо на наших глазах.

Лето, допустим, пришло прежнее, а что помимо климата изменилось за год? Пожалуй, самое значимое изменение — новый российский министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Он говорил о проблеме изменения климата еще до того, как это стало особенно модным в свете Парижского соглашения 2015 года. К примеру, в 2010 году, еще будучи губернатором ЯНАО, Кобылкин заявлял, что изменение климата «в долгосрочной перспективе может повлиять на состояние хозяйственной и производственной инфраструктур, что повлечет за собой экономические и экологические риски» и может повлиять на традиционный уклад жизни коренного населения. Вообще с точки зрения климата «северный» господин Кобылкин — выгодный экологический министр: последствия изменения климата для России, как выгодные, так и опасные, сейчас заметнее всего как раз в Арктике. Так что новому министру почти наверняка ничего объяснять не надо, он все видел сам.

Для глобального климата год — совсем не срок, а наш проект «Переменная» успел вырасти в небольшую медиаэнциклопедию: теперь на Кольте можно основательно начитаться о том, что президент России недавно поставил в один ряд с такими «масштабными вызовами и угрозами», как терроризм и оружие массового уничтожения. С нами работали лучшие в России авторы, пишущие об изменении климата и устойчивом развитии; вместе мы выясняли, что сегодня думают о глобальном потеплении ученые и политики, и рассказывали, что читать, смотреть и делать тем, кого тоже волнует эта проблема. Экологические активисты любят лозунг «Меняй себя, а не климат»; хорошо было бы последовать ему двадцать лет назад, но, как известно, сейчас — самое подходящее после двадцати лет назад время.

Год назад, начиная наш небольшой климатический эксперимент, мы писали: «Изменение климата — это настолько глобальный сдвиг всей системы координат человечества, что его последствия можно разглядеть где угодно, от астрономии до ядерной энергетики». Про астрономию написать успели, про разнообразную энергетику тоже. А еще поговорили про транспорт будущего, проблемы коренных жителей Арктики, последствия нового уклада экономики для России — и спросили у директора «Гринпис», зачем туда идут работать.

Вот, кстати, как выглядели 365 дней «Переменной» в виде облака слов — сразу видно, что больше всего интересовало наших авторов:

Кроме того, за год Кольта и ее партнеры в российских городах — Ельцин-центр, Сибирское отделение РАН и Русско-немецкое бюро экологической информации (RNEI) — провели четыре семинара для журналистов о том, как корректно и интересно писать об изменении климата. На семинарах мы обсуждали устойчивое развитие городов, ближайшие последствия изменения климата для России, перспективы «безуглеродной» Сибири на экологически чистой энергетике и адаптацию к тем изменениям, которые уже нельзя предотвратить, но еще можно учесть.

Составляя облако слов для нашего раздела, я специально оставила служебное слово «еще», чтобы показать, как часто оно встречалось в наших материалах. Для нас это слово надежды, что ли: Россия и мир еще мало что сделали, чтобы избежать тяжелых последствий глобального изменения климата, но еще не поздно исправиться.

Наш раздел пока закрыт, но Кольта продолжит следить за тем, как климат меняется сам и попутно меняет жизнь вокруг нас, — благо поводов в обозримом будущем станет только больше.


Понравился материал? Помоги сайту!