31 октября 2017Современная музыка
26280

«Эта запись была сделана, когда в нашем пруду жило множество лягушек»

Британский контрабасист Барри Гай и швейцарская скрипачка Майя Хомбургер о своих многочисленных проектах, музицировании с лягушками и медитации над Бахом

текст: Григорий Дурново
Detailed_picture© Clotilde Peters

5 и 6 ноября в Культурном центре ДОМ состоится своего рода мини-фестиваль: концерт международного ансамбля Free Radicals Trio и отдельные выступления всех его участников. Две трети трио — каталонский пианист Агусти Фернандес и британский контрабасист Барри Гай — уже выступали здесь четыре года назад в составе более мирного ансамбля Aurora Trio. На сей раз все как в названии — свободно и радикально. То есть свободная импровизация. Впрочем, эта сфера музыкальной деятельности для всех участников трио является если не единственным, то основным направлением. Третий участник, американский трубач Питер Эванс, — под стать своим коллегам. Известен он также как музыкант, регулярно работающий с электроникой, а также как бывший участник хулиганского ансамбля Mostly Other People Do the Killing. Незадолго до концертов на вопросы Григория Дурново ответили Барри Гай и швейцарская скрипачка Майя Хомбургер, исполнительница старинной музыки, с которой он в день сольных выступлений сыграет дуэтом.

— Барри, какая идея стоит за Free Radicals Trio? Кому она принадлежала?

Free Radicals Trio собрал Агусти, это была его идея. Все началось с нескольких концертов в Испании в январе 2016 года.

— Продолжает ли существовать Aurora Trio?

— Да! Правда, мы даем только отдельные выступления от случая к случаю. Один концерт запланирован на следующий год в Швейцарии. Надеюсь, удастся организовать еще один или два осенью следующего года.

— Отличается ли ваше взаимодействие с Агусти Фернандесом в рамках Free Radicals Trio от того, как вы взаимодействуете в Aurora Trio?

— В Aurora Trio мы играем в основном произведения, сочиненные Агусти, и немного моих. Конечно, они ведут нас в импровизацию, которая занимает существенное место в творчестве трио. Но в Free Radicals Trio упор сделан на свободной импровизации и взаимодействии на большой скорости. Здесь гораздо меньше мелодического начала, чем в Aurora Trio. Конечно, это не значит, что в этой музыке не может быть прекрасных лирических эпизодов. Но об их появлении никто не знает заранее.

— Как возникла ваша запись, где вы музицируете с лягушками?

— Запись «Frogs and Bass» была сделана Майей летом 2011 года, когда в нашем пруду жило множество лягушек, в том числе древесных, которых, к сожалению, сейчас можно встретить и услышать гораздо реже. Мы обсуждали возможность выпустить очень краткую запись живого выступления «Barry and Frogs» несколько лет назад с Матсом Густафссоном. Но всеобщая занятость и обилие планов давали нам понять, что это никогда не осуществится. Однако по случаю моего семидесятилетия Майя вместе с Матсом выпустили эту пластинку ограниченным тиражом с фотографиями — что для меня стало настоящим сюрпризом. Я совершенно не подозревал, что они готовят эту запись к изданию.

— Продолжает ли существовать ваш New Orchestra?

Barry Guy New Orchestra (BGNO) продолжает существовать. Но, к сожалению, последние несколько лет нас никуда не приглашали. И чрезвычайно грустно, что в прошлом году скончался наш тромбонист Йоханнес Бауэр. Это огромная потеря, и BGNO никогда не будет прежним без него.

— Не могли бы вы назвать ваши основные проекты в последнее время?

— Если не считать сочинительства. Происходят разнообразные концерты в трио, дуэтах, квартетах. Есть несколько проектов у нашего дуэта Homburger/Guy, в том числе с поэзией, этот проект ставит перед нами непростые задачи и дарит сильные ощущения. И, конечно, мой ансамбль Blue Shroud, с которым мне хотелось бы выступать чаще. Недавно было несколько концертов у моего London Jazz Composers Orchestra, и скоро будет выступление в Цюрихе, хотя это самый большой мой коллектив и его сложнее всего показывать по финансовым причинам. Это очень захватывает. Есть планы и на 2018 год, а на весну 2019-го в Ирландии запланирована премьера произведения «Double Trouble III» с двумя замечательными солирующими пианистами — Мэрилин Криспелл и Агусти!

— Что вы собираетесь играть дуэтом в Москве? Это будет чисто импровизационное выступление или вы собираетесь исполнять старинную композиторскую музыку?

— Прозвучит обычная для нашего дуэта смесь старинной, новой и импровизационной музыки. Произведения эпохи барокко, например, Генриха Игнаца Франца фон Бибера или Иоганна Себастьяна Баха будут плавно перетекать в произведения Барри, а также нашего любимого композитора Дьёрдя Куртага, а также в импровизации.

— Майя, не могли бы вы рассказать о своих последних музыкальных достижениях?

— Если не считать дуэта Homburger/Guy, мой основной проект последние несколько лет — это полная концентрация на сольных скрипичных сочинениях Баха. Результатом этого стал проект Bach Meditation, в рамках которого мы устраиваем своего рода концерт-марафон на три-четыре часа. Публика может приходить, уходить, оставаться на все время или только на какую-то часть концерта — и медитировать над произведениями Баха, Бибера, Барри и Куртага. Но в наибольшей степени этот проект построен вокруг знаменитых и чрезвычайно насыщенных и возвышенных сонат и партит Баха для скрипки соло. Для меня эта программа — очень сложная задача, и всякий раз, когда удается ее осуществить, я испытываю очень большое удовлетворение.

Комментарии

Новое в разделе «Современная музыка»SpacerСамое читаемое

Сегодня на сайте

Кино
Андреа Вайс: «Подавляющее большинство испанцев не готово обсуждать репрессии Франко. Никто не хочет бередить рану»Андреа Вайс: «Подавляющее большинство испанцев не готово обсуждать репрессии Франко. Никто не хочет бередить рану» 

Режиссер «Костей раздора», дока о гибели Лорки, — об испанском «пакте о молчании», ЛГБТ-подполье при Франко и превращении национального поэта в квир-икону

22 ноября 20175810
Куда и почему исчезла Октябрьская революция из памяти народа?Общество
Куда и почему исчезла Октябрьская революция из памяти народа? 

Политолог Мария Снеговая начинает вести на Кольте колонку о политическом «сегодня», растущем из политического «вчера». Первый текст объясняет, когда именно в этой стране поспешили забыть о революции

21 ноября 201733550