Библиотечный шик

Краткий путеводитель по странному и чудесному миру library-музыки с 1960-х до наших дней

текст: Андрей Орлов
1 из 11
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    . . .

    В Электронной гостиной Политехнического музея продолжается серия лекций московского электронного музыканта Андрея Орлова, посвященных незаслуженно забытым электронным шедеврам прошлого. Раньше речь шла о японской группе Yellow Magic Orchestra, электронике из бывшей Югославии и космической электронной музыке 70-х и 80-х. На лекции, запланированной на 31 августа, Андрей Орлов будет рассказывать о library-музыке, то есть о музыке, записанной для озвучки радиопрограмм, ТВ-передач и фильмов. Как всегда, помимо обзора Андрей Орлов подготовил специальный микс.


    Library-музыка — противоречивое явление. На первый взгляд, это чисто функциональное, оформительское, прикладное искусство, которое относится к «настоящей» музыке, пожалуй, так же, как дизайн — к живописи и скульптуре. Она как бы не обязательна, звучит «между делом», сугубо функциональна и в определенном смысле рассчитана на разовое потребление, но при этом в ее лучших образцах мерцает неотразимое обаяние и скромная красота. Расцвет library-музыки пришелся на 60-е и 70-е. В 80-е и 90-е она была практически забыта, существовала в своем «гетто», но сейчас интерес к ней растет — появляются статьи о композиторах, занимавшихся library-музыкой, выходят компиляции, переиздаются на виниле забытые альбомы. Сейчас, когда время культурных героев и «великой» поп-музыки практически ушло, ее теневая, оборотная сторона — скромная library-музыка — вызывает все больший интерес именно благодаря своей необязательности, неамбициозности и «фоновости». В то же время она действительно очень талантливая и свободная: ведь помимо ремесленников ей занимались и серьезные композиторы и артисты (правда, никогда особенно не старались это афишировать) — например, Эннио Морриконе, Вангелис, Морт Гарсон и другие. И постепенно к середине 2010-х выяснилось, что жанр library оказал заметное влияние на мейнстримовую электронику и поп-музыку — как прямое, так и опосредованное: влияние жанра очевидно прослеживается в продукции таких уважаемых электронных артистов, как, например, Legowelt и Alessandro Cortini, не говоря уже о целых лейблах, которые специализируются исключительно на современной реконструкции library.

    Объем созданной за последние десятилетия library-музыки огромный, а композиторов и продюсеров, которые работали и продолжают работать в этом направлении, — сотни, если не тысячи. Саундтреки к передачам и фильмам о выращивании растений, нейрохирургических операциях, космических полетах, мистические оккультные звуковые полотна, смелые электронные эксперименты и легкие лаунж-мотивы — лишь совсем малая часть сказочного и чудесного мира «библиотечной» музыки. В этой подборке — ее 10 замечательных примеров, которые дадут приблизительное представление об этом странном и притягательном жанре.

Комментарии

Новое в разделе «Современная музыка»SpacerСамое читаемое

Сегодня на сайте

Молодой ГайдайКино
Молодой Гайдай 

«Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса: комизм-оппортунизм или Canal+ ревизионизм?

17 ноября 201716090
VLNY. «R'n'B»Современная музыка
VLNY. «R'n'B» 

Инстаграм-стори о современной молодежи, которой не чужд путь саморазрушения: премьера клипа самарской инди-рок-группы

16 ноября 201715300
Журнал «Репортажен» ищет русских авторовОбщество
Журнал «Репортажен» ищет русских авторов 

Главный редактор журнала Даниэль Пунтас Бернет при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция приезжает с лекцией, мастер-классом — и на поиск авторов. Присылайте заявки — и пишите для одного из лучших изданий в мире

16 ноября 201726850
Мафиозо в отставкеОбщество
Мафиозо в отставке 

Ты — крупный мафиозо, который сдал своих и находится под защитой государства под чужим именем в съемной квартире. Как идет твоя жизнь? Репортаж Сандро Маттиоли — на старте нового проекта Кольты Best of Reportagen

15 ноября 201726770