22 сентября 2016Кино
98200

Что смотреть на «Послании к человеку»?

Лучший в мире док и не только — выбор COLTA.RU

текст: Алексей Артамонов, Василий Корецкий, Денис Рузаев, Максим Семенов, Наталья Серебрякова
1 из 9
закрыть
  • 23 сентября в Санкт-Петербурге фильмом Вернера Херцога «И вдруг, о чудо! Грезы нового мира» открывается фестиваль «Послание к человеку». Его программа, как всегда, — интереснейшая смесь короткого метра (в том числе экспериментального), дока, анимации и игрового кино, так или иначе выходящего за рамки конвенционального мейнстрима. Программа фестиваля невероятно обширна, и мы в своем гиде выбрали лишь самые близкие нашим обозревателям картины (с альтернативными рекомендациями наших коллег можно ознакомиться, к примеру, здесь).

    Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «В лучах солнца»
    «В лучах солнца» / «Любовники и деспот»Режиссер Виталий Манский / Режиссеры Росс Адам и Роберт Кеннан

    Документальные фильмы о Северной Корее — это всегда прекрасно, а фильм Манского прекрасен вдвойне. Это не просто канонический «дневник школьницы» (а другое в КНДР попробуй сними), но кино в жанре making of. Выйдя на контакт с корейскими товарищами, группа Манского получила разрешение на съемку фильма, фактически срежиссированного корейской стороной (тут сразу возникает вопрос об аутентичности всех прочих документалок о жизни в КНДР, в первую очередь, довольно сенсационных фильмов Дэниела Гордона). Но в результате Манский сделал фильм о фильме, состоящий из бэкстейджа, бесконечных репетиций «документальных» сцен и кадров, снятых украдкой сквозь щель в занавеске на гостиничном окне.

    Собранный таким образом разоблачительный материал оказывается... не доказательством демонического коварства и всесилия пропаганды в КНДР, а, скорее, свидетельством дряхления и разложения системы. Картина невыносимой скуки официальных собраний, вызывающих зевоту выступлений ветеранов перед школьниками и школьников перед ветеранами, а также здорового цинизма протагонистов, готовых для проформы разыгрывать на камеру абсурдную ложь, покажется знакомой любому зрителю, пережившему 80-е в СССР. То же двоемыслие, трезво-конформистское отношение к официозу, та же простая обывательская жизнь, пробивающаяся сквозь бубнеж телепропаганды. Отличается разве что непостижимая логика властей, заставляющих журналиста изображать инженера на текстильной фабрике, а официантку — прикидываться работницей завода по производству тофу (по ходу фильма корейская сторона вдруг перепрофориентировала родителей главной героини). В своих интервью режиссер склонен бичевать северокорейский режим как государство бесконечной лжи и зомбирования, но его фильм свидетельствует совсем об обратном — это будет навсегда, пока не кончится (и, видимо, очень скоро).

    Кадр из фильма «Любовники и деспот»

    Интересную тему КНДР в программе «Послания» продолжает документальный триллер (и мелодрама одновременно) «Любовники и деспот». Это пересказ истории великого южнокорейского режиссера Син Сан Ока, то ли похищенного Народным Руководителем Ким Чен Иром для реформирования северокорейского кино, то ли инсценировавшего это похищение. Так или иначе, в Северной Корее Син Сан Ок воссоединился со своей бывшей женой, тоже похищенной агентами Ким Чен Ира, пытался бежать, был схвачен, отсидел год на «химии», а после получил карт-бланш и снял несколько революционных для консервативной страны картин (первый поцелуй и первая полномасштабная катастрофа — взрыв поезда — на северокорейском экране случились именно в его кино). Практически неизвестная внешнему миру северокорейская фильмография Син Сан Ока включает и чучхе-ответ Годзилле — патриотический вариант кайдзю-фильма, в котором в роли гигантского монстра выступает мутировавшая глиняная фигурка по имени Пульгасари. В конечном счете неблагодарный пленник сбежал от своего могущественного продюсера во время Берлинского кинофестиваля, прихватив с собой и деньги из условного Фонда кино, созданного Ким Чен Иром специально для проектов Син Сан Ока.

Комментарии

Новое в разделе «Кино»SpacerСамое читаемое

Сегодня на сайте

Молодой ГайдайКино
Молодой Гайдай 

«Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса: комизм-оппортунизм или Canal+ ревизионизм?

17 ноября 201711580
VLNY. «R'n'B»Современная музыка
VLNY. «R'n'B» 

Инстаграм-стори о современной молодежи, которой не чужд путь саморазрушения: премьера клипа самарской инди-рок-группы

16 ноября 201714340
Журнал «Репортажен» ищет русских авторовОбщество
Журнал «Репортажен» ищет русских авторов 

Главный редактор журнала Даниэль Пунтас Бернет при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция приезжает с лекцией, мастер-классом — и на поиск авторов. Присылайте заявки — и пишите для одного из лучших изданий в мире

16 ноября 201724900
Мафиозо в отставкеОбщество
Мафиозо в отставке 

Ты — крупный мафиозо, который сдал своих и находится под защитой государства под чужим именем в съемной квартире. Как идет твоя жизнь? Репортаж Сандро Маттиоли — на старте нового проекта Кольты Best of Reportagen

15 ноября 201726040