28 октября 2015Искусство
72400

«Давай, давай, Коль»

Чем займется «Винзавод» после изгнания Гельмана?

текст: Сергей Гуськов
Detailed_pictureСобрание гражданских активистов против цензуры в интернете и потенциального запрета доступа к YouTube. Галерея «М&Ю Гельман» на территории ЦСИ «Винзавод», 2012© Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

Галерею Марата Гельмана выгоняют с территории ЦСИ «Винзавод». Вернее, уже фактически выгнали. «...за последние несколько лет галерея несколько раз меняла свое название и формы деятельности. Не всегда художественная составляющая была в приоритете. Выставочное пространство галереи Марата Гельмана неоднократно использовалось в сторонних целях, не имеющих прямого отношения к искусству, к тому же имело место нарушение порядка выплаты арендной платы. Более того, 21 октября из официальной рассылки галереи мы получили информацию об открытии на территории эмиграционного центра Черногории, что послужило окончательным поводом в пользу принятия решения о расторжении договора», — гласит официальное письмо, разосланное пиар-службой «Винзавода». Сам Гельман считает, что поводом был проведенный в галерее аукцион в пользу политзаключенных по «Болотному делу». Впрочем, повод мог бы быть и другим — рано или поздно это должно было случиться. Все к тому и шло. За последние годы у «Винзавода» к Гельману постоянно возникали претензии. Сам галерист не особо расстраивается — как всем прекрасно известно, ему есть чем заняться в Черногории.

В очередном прощальном посте в Фейсбуке галерист говорит, что ему жалко владелицу центра Софью Троценко и ее мужа, так же как и «обновившего» в угоду властям сайт Lenta.ru Александра Мамута: «Они гробят свой бизнес, дело своих рук, чтобы продемонстрировать лояльность. Но горькая истина заключается в том, что именно они и продлевают жизнь режима. Не единороссы-дуболомы, ворюги и бандиты, а вот такие умные, все понимающие, селфмейд, но не имеющие характера люди». Тут даже и добавить нечего к оценке описываемых персонажей.

Но ведь должны, наверное, понимать управляющие центром люди, что исключительно медом и шубами им не позволят заниматься.

Важен другой вопрос: как быть тем, кто остается на «Винзаводе»? А это и совсем молодые галереи «Треугольник» и Osnova, и те, чья история исчисляется десятилетиями, — XL и «Риджина». А также многие другие: галереи, художники, образовательные инициативы. Плюс те, кто делает временные выставки на территории центра. Им нужна аудитория, им нужно кому-то показывать искусство. В атмосфере полнейшего мракобесия, в которой мы сейчас оказались, в условиях оторванности большинства населения от современной культуры довольно сложно достучаться до зрителей, если ты не там, куда ведут все дороги. При всех изгибах его порой безумной политики «Винзавод» стал популярной точкой на карте Москвы. Туда приходят люди разных возрастов и социальных групп. Но, видимо, скоро всю эту аудиторию будет ждать там либо «Ярмарка меда», либо «Шубы России», как на полном серьезе сказал мне недавно один художник, который съехал из мастерской на «Винзаводе».

Но ведь должны, наверное, понимать управляющие центром люди, что исключительно медом и шубами им не позволят заниматься. Если уж показал свою лояльность, то показывай дальше, а чем дальше, тем больше. А на практике это означает примерно тот тип причащения к режиму, который описан в первой части романа «Норма» великого русского писателя Владимира Сорокина: «Давай, давай, Коль. Смелее, главное. Я когда первый раз ел, вообще в два глотка ее — раз, два. И все. А у нас в то время разве такие были?! Это ж масло по сравнению с нашими. Давай!»

 

 

 

 

 

Комментарии

Новое в разделе «Искусство»SpacerСамое читаемое

Сегодня на сайте

Я, казакColta Specials
Я, казак 

Как живут современные казаки в России. Фотопроект Алины Десятниченко

19 апреля 201817720
Голоса в комнатахОбщество
Голоса в комнатах 

Как русское общество однажды выучилось говорить. Впервые на Кольте — отрывок из новой книги Кирилла Кобрина

17 апреля 201834570